Что такое любовь
18.10.2017
bank-medias.ru | http://sportnews94.ru | http://telepat09.ru | mynewsmaker.ru/ | seonus.ru

Как возникает любовь

Психология любви
25.05.2012 09:37

Как возникает любовьСуществует множество факторов, которые влияют на возникновение симпатии, взаимопритяжения, взаимоотношения, любви. Наиважнейшим фактором привлекательности человека служит его сходство с нами: сближаются люди, чьи склад характера, интересы, склонности, убеждения и жизненные ценности подобны.

К примеру, ранимому, тревожному и чувствительному человеку вряд ли понравится взрывной, энергичный и резкий. Замкнутому и малообщительному трудно понять того, кто стремится как можно чаще бывать на людях. Прагматик, судящий обо всем с точки зрения материальной выгоды, не вызовет симпатии у романтика, который ценит возвышенные чувства и самопожертвование.

Как возникает любовь
 

Любовь это ... по Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия

Любовь это
22.05.2012 13:07

Любовь это ... по Большой Энциклопедии Кирилла и МефодияЛюбовь - это интимное и глубокое чувство (Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия о любви), устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии — космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь — эрос — побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения.

Любовь это ... по Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия
 

Любовь это ... по Новейшему философскому словарю Грицанова.

Любовь это
21.05.2012 13:24

Любовь это ... по Новейшему философскому словарю ГрицановаЛюбовь - это универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. Любовь называют также субъект-субъектное отношение, посредством которого реализуется данное чувство. Для носителя любви она выступает в качестве максимальной ценности и важнейшей детерминанты жизненной стратегии, задавая специфическую сферу автономии: нельзя произвольно ни вызвать, ни прекратить любовь, ни переадресовать ее на другой предмет. Атрибутивным аспектом любви является особый эмоциональный ореол ее носителя, выражающийся в душевном подъеме и радостной окрашенности мировосприятия. Любовь является сложным комплексным феноменом, поскольку возникает в пространстве соприкосновения противоположных начал: индивидуального и общесоциального, телесного и духовного, сугубо интимного и универсально значимого. Такой пограничный характер феномена любовь породил в истории культуры многочисленные типологии ее форм, построенные на основании различных критериев. Так, древнекитайская типология любви, основанная на критерии ее предмета, включает в себя широкий спектр видов любви от эротической влюбленности, чадолюбия и патриотизма до меломании и "Любовь к небу, усеянному звездами". Классической типологией любви по критерию формы ее проявления является античная типология, различающая такие виды любви, как филия, сторге, агапе и эрос. Из всех типологий любви, предложенных в историко-филофской и культурной традиции, наибольшую роль в развитии европейского самосознания сыграло дихотомическое разделение любви на земную (грешную) и небесную (праведную и святую). Такое разделение характерно именно для западной культурной традиции и наложило на нее неизгладимый отпечаток. Исходно европейская культура в своей трактовке любви не отличалась от других культурных традиций: любовь мыслилась как особая мировая сила, играющая важнейшую роль в организации мироздания. Проблема возникновения мира разрешается в креационных мифах посредством сюжета об изначальной (или возникшей из изначального Хаоса) божественной брачной паре, прародителях вселенной. Богиня-мать в данном случае, как правило, отождествляется с землей (реже - с морем), супруг - с небом: Гея и Уран в древнегреческой мифологии, Герд и Фрейер в скандинавской и т.д. Сакральный брак неба и земли интерпретируется как порождение оформленного мира (пространства между ними). Богиня любви (древнеиндийская Лакшми, древнегреческая Афродита и др.) возникает как персонификация этого процесса. Так, возникновение Афродиты из пены морской связывает ее с водной стихией, т.е. женскими силами плодородия и созидания; отнесенность же к мужскому началу (море вспенивается от крови оскопленного Урана) делает Афродиту причастной к животворной мужской силе. Афродита олицетворяет сам процесс сакрального брака, т.е. творения мира. В античном пантеоне она не просто персонификация любви, но любви, отнесенной к сакральной паре прародителей мира, мыслимой как креационная сила. Эрос в архаической мифологической традиции трактуется в качестве одной из космических протопотенций (наряду с Хаосом и Геей) и персонифицирует тот важный момент созидания, который мы сегодня назвали бы целеполаганием. Более поздняя мифологическая традиция делает Эроса сыном Афродиты, аналогично тому, как Кама, трактуемый в ведийской мифологии как "саморожденный", в более поздней традиции выступает как сын Лакшми. Подобно Эросу, он олицетворяет векторный аспект любви как творчества (стремление, влечение, желание). Раздвоенность образа Эроса и Камы соответствует расслоению базовой мифологемы Афродиты и Лакшми. Как в Древней Греции, наряду с богиней любви, возникшей в акте космогенеза, фигурирует и другая Афродита - дочь Зевса и Дионы, так же и в Древней Индии Лакшми, с одной стороны, всплывает из первозданного океана на цветке лотоса, а с другой - появляется гораздо позднее как дочь Бхригу и Кхьяти. Такой семантический сдвиг связан с интерпретацией мифологическим сознанием такого феномена, как время. Для архаической его трактовки было характерно разделение времени сакрального, отраженного в креационных мифах, и профанного, события которого проецируются на время сакральное. Это проецирование обусловлено рассмотрением мирового процесса как цепи сменяющих друг друга эпох: пройдя круг, мир оказывается перед лицом катастрофы, и поддержание сложившегося миропорядка требует реконструкции креационного акта. Такие реконструкции (сакральные даты календарных праздников) регулярно возвращают вектор из прошлого в будущее к мифологическому времени креационного акта. Таким образом, космический брак неба и земли периодически воспроизводится в календарную дату, а значит вновь и вновь возрождаются все его атрибуты и персонификации - в тем числе и Богиня Любви. В результате наложения оформляющейся линейной временней схемы на этот циклический процесс повторяющиеся события сакральных циклов выстраиваются в хронологическую последовательность. В рамках античной философии происходит дальнейшее расслоение образа Афродиты, т.е. дифференциация понятия "любовь". Важнейшую роль сыграла в этом процессе философская концепция Платона. Основными компонентами креационного процесса выступают в его концепции "то, что рождается, то, внутри чего совершается рождение, и то, по образу чего возрастает рождающееся. Воспринимающее начало можно уподобить матери, образец - отцу, а промежуточную природу - ребенку" (Тимей, 50). Однако, мировоззренческие акценты позднеэпической культуры обусловили доминирование в креационной структуре мужского начала: креационный акт стал пониматься как деятельность, субъектом которой выступает мужское начало (активное, а значит - целеполагающее). Отцовский принцип выступает у Платона носителем цели генезиса, т.е. образа (идеи) будущего продукта, ибо оформляет вещи по своему образу и подобию. Мир идей - образцов тождественен с небом постольку, поскольку относится к мужскому началу; доминирование идеальных образцов над земными вещами выражает не идеалистические, но лишь патриархальные взгляды. Постичь мир совершенных идей, пребывая среди сотворенных подобий, можно лишь посредством приобщения к тем телесным предметам, где образы воплощены наиболее адекватно, т.е. к прекрасным. Подняться до царства нетленных образцов может лишь влекомый Эросом. Платон строит свою знаменитую лестницу любви и красоты: от единичного прекрасного тела - к прекрасным телам вообще - затем к красоте души - затем к наукам и т.д. - "до самого прекрасного вверх" (Пир, 211с). Платоном поставлена последняя точка в семантическом расслоении понятия любви: любовь, ведущая человека по первым, доступным большинству, ступеням означенного восхождения, он называет Афродитой Пандемос (Всенародной); поднимающую же на вершину упомянутой лестницы, к самой идее прекрасного, - Афродитой Уранией (Небесной). Аналогичные философские модели могут быть обнаружены и в других культурных традициях, как, например, полная семантическая параллель платонизму в учении о бхакти ("Бхагавад - марга"). Однако, семантическая раздвоенность образа Лакшми в философском умозрении не породила в восточной культуре двух взаимоисключающих трактовок любви. В европейской культуре это тоже произошло не в хронологических рамках классической античности: эстетический идеал кало-кагатии, характерный для классического полиса, задавал установку на изначальное единство и имманентную гармонию тела и духа. Грек любил и - был он счастлив в своей любви или нет - не терзался вопросом о ее природе и сущности (см. Сафо, Архилох, Гелиодор, Лукиан и др.). Греческий роман - это всегда история преодоления сугубо внешних препятствий (Харитон, Лонг, Гелиодор - ср. с личными письмами А. Блока или В. Соловьева, чье содержание центрировано проблемой интерпретации любви как внутренним препятствием между любящими). Оформление двух взаимоисключающих аксиологических трактовок любви в европейской культуре правомерно связывать с эволюцией неоплатонизма. Согласно Плотину, "всякая душа - Афродита", ибо причастна обоих (и дольнего, и горнего) миров. А поскольку речь идет о божественном восхождении, постольку - в платоновской терминологии - душа мыслится именно как Урания, небесная. Пандемос же, оказавшись отлученной от божественного восхождения, приобрела аксиологически негативную семантику: "при восхождении души к Богу она имеет небесный эрос.., здесь же она становится низменной подобно блуднице" (Плотин), семантическая раздвоенность образа любви дополняется раздвоением аксиологическим, что радикально трансформирует платоновскую лестницу любви и красоты: эрос ведет по ней человека вниз. Понятийные структуры неоплатоников послужили фактически готовым инструментом для выражения идей христианской аскезы. Фома Аквинский окончательно расставляет "точки над i", полагая чувственную Л. несовместимой с добродетелью. Христианской ортодоксией жестко противопоставлена возвышенная жертвенная любовь к Господу (любовь небесная) и любовь земная, рассматриваемая лишь в аспекте греховности. Эта антитеза серьезно сказалась на дальнейшем развитии европейской культуры, задав попытки ее преодоления в качестве важнейшей доминанты эволюции европейского искусства, европейской морали и европейской философии. Все многообразные стратегические модели разрешения данной проблемы, предложенные европейской культурной традицией, могут быть объединены в четыре большие группы.
1. Модели, декларативно постулирующее гармоническое единство тела и духа и восполняющие концептуальную недостаточность пафосностью своего претворения в жизнь. К таким моделям может быть отнесена ренессансная парадигма истолкования любви, дерзнувшая в условиях христианского культурного контекста прокламировать тезис о безгрешии плоти в качестве аксиомы.
2. Модели, пытающиеся органично вписать в христианское мировоззрение идею одухотворенности земной любви. К таковым можно отнести позднее францисканство (в частности, его Провансальскую "книжную школу"), где феномен красоты рассматривался как свечение божественной благодати Творца в творении (своего рода "перевод" платоновского эстетизма на язык теологии).
3. Периферические (по отношению к ортодоксии) модели, пытающиеся с помощью сложных семиотических построений "легализовать" феномен телесности, задав ему особую, символическую интерпретацию. Сюда относятся: трактовка эротического вектора любви как принципиально асимптотичного и незавершенного (куртуазная концепция "amor-entrave"), погружение эротических сюжетов в особое игровое пространство (поэзия трубадуров), корреляция любви и ратной славы (любовь как награда за подвиг в северофранцузском рыцарском романе "артуровского цикла"), культивируемые в поэзии спекулятивные формы эротической лирики (монастырская литература Овидианского возрождения), а главное - сопряжение любовь со стремлением к знанию истины и к истинному знанию (повсеместно - от ортодоксальных мистиков до сожженного ортодоксами Бруно).
4. Особое место среди рассматриваемых попыток преодолеть разорванность представлений о любви в европейском менталитете (а стало быть, и разорванность самого этого менталитета) занимают модели, предлагающие отказаться от попыток такого преодоления. Подобная позиция может, на первый взгляд, показаться экстравагантной, на деле же она базируется на мужестве не закрывать глаза на наличие упомянутой разорванности, не уповать идиллически на беспроблемное исчезновение аксиологического дуализма в интерпретации любви, а пытаться выстроить стиль и образ жизни в условиях конфликтного миросозерцания. Формы таких моделей весьма различны: от интеллектуалистских концепций рафинированных философов (типа Декарта) до страстных воззваний пламенных проповедников (типа Савонаролы). Ни одна из названных программ не решает в полной мере задачи создания непротиворечивой и нетравмирующей концепции любви как целостного феномена. Проблема противостояния телесного и духовного аспектов любви дает о себе знать и в рамках философии 20 в.

Любовь это ... по Новейшему философскому словарю Грицанова.
 

Любовь это ... по Толковому словарю русского языка Ожегова и Шведовой

Любовь это
21.05.2012 13:06

Любовь это (ЛЮБ’ОВЬ, любви, тв. п. ~ю, ж.):

Любовь это ... по Толковому словарю русского языка Ожегова и Шведовой1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Любовь до гроба (вечная). Любовь прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая любовь. Любовь с первого взгляда (возникшая сразу с первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят (посл.). Любовь не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.). Дитя любви (о желанном и любимом ребёнке). Любовь зла (о том, что любимого не выбирают).
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Любовь к родине, к родителям, к детям. Слепая любовь (всепрощающая). Любовь к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно).
3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-н. Любовь к правде, к истине. Любовь к балету, к чтению, к театру, спорту. Любовь к животным.
4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он (она) его (её) первая (или последняя) любовь. Он её очередная любовь.
5. Пристрастие, вкус 2 к чему-нибудь. Любовь к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту.
6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься любовью.

Любовь это ... по Толковому словарю русского языка Ожегова и Шведовой
 

Что такое Любовь? Видео

Про любовь
21.05.2012 12:39

Что такое Любовь?

 

Что такое любовь?

Про любовь
21.05.2012 11:23

Что такое любовь?
«Любовь… такая разная… Странно, что  называется одним словом…», - было сказано героиней фильма «Мусорщик».  А ведь и,  действительно, она разная… и наряду с этим определением существует множество других. Пылкая и  страстная, ледяная и неприступная, неожиданная и  долгожданная, неподходящая и даже несоответствующая…  Но тем не менее она одна… Любовь.

Что такое любовь?
 

Любовь – это состояние души

Про любовь
21.05.2012 10:51

Любовь – это состояние души, и присуще только человеку, как образу Божьему. А мы знаем, что Бог есть любовь. Любовь – это нормальное состояние человека.

Раньше про любовь между мужчиной и женщиной не говорили вообще. Говорить об этом стали в аристократических кругах, начитавшись французской литературы.

В прежние времена говорили не «я его люблю», а «я его жалею». Слово «любовь» слышалось в храме, а не дома. Значит ли это, что не было любви? Нет. Само слово «жалею» означает, что что-то жалит человека, уязвляет, т.е. я нахожусь по отношению в состоянии боли за этого человека. Вот она какая, настоящая любовь. Так человек определял свое чувство к невесте (жениху) – желание помочь, сопричастности его жизни и страданиям. Человек сочувствует муке другого человека, поэтому говорит «я его (её) жалею». Т.е. любовь проявляется тогда, когда человек хочет и не может не разделить скорбь любимого человека, когда его проблемы становятся твоими собственными. Если этого нет, то это уже проявление нелюбви.

А состояние любви, конечно, можно развивать, хотя любовь может и погаснуть. Ведь сказано, «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Т.е. это призыв к самопожертвованию – делай другим то, что хочешь, чтобы делали тебе, и не делай другим то, чего не хочешь себе. Конечно, это определенный труд, но человек, который старается, получает от Господа благодать.

Любовь – это состояние души
 

Что такое любовь?

Современная поэзия о любви
17.05.2012 21:15

Кто может сказать, что такое любовь?
Когда в тебе бешено мечется кровь?
А может, когда все мутнеет в глазах?
А может, когда утопаешь в слезах?
Любовь - это если краснеешь всегда?
Нет, признаки эти совсем ерунда!
Любовь - это если к нему подойдешь,
В руке его мягкую лапку сожмешь,
И к нежной мордашке пригнешься чуток,
И скажешь: "Люблю тебя, милый щенок!"
А если при встрече с Ним сердце пылает,
И взгляд, чуть приблизится Он, замирает,
И ради него ты готова хоть в реку,
То это, конечно, любовь к человеку!

 

Любовь – это чувство, любовь – это...

Современная поэзия о любви
17.05.2012 21:05

Любовь – это чувство,
Любовь – это страсть,
Любовь – это сказка,
Любовь – это власть…
Бывает жестока,
Бывает добра,
Бывает сильна,
Иногда холодна…
Любовь – это слезы,
Страданья в ночи.
Любовь – это больно,
Но ты не кричи.
Любовь – это счастье,
Любовь – это сон.
Становиться страшно,
Когда кончается он.
Любовь – это время,
Любовь – это страх,
Любовь – это вечность
В заплаканных снах.
Любовь – это все,
Чем ты дорожишь…
Приходит она однажды,
Как жизнь…

Аленчик

 

Любовь это ...

Современная поэзия о любви
17.05.2012 20:54

Любовь - это когда ты заболел,
То сразу же заметят недостачу.
Любовь - не выборность амурных стрел,
Любовь - посильная задача.

Любовь. Нет, не страданья по ночам,
Не слёзы это слово означает.
Любовь - это когда тебя встречают
И провожают по утрам.

Татьяна Лисовенко

 

Любовь это ... по Толковому словарю В. Даля

Любовь это
17.05.2012 19:37

Любовь это ... по Толковому словарю В. ДаляЛЮБИТЬ, любливать кого (Толковый словарь В. Даля о любви), что, чувствовать любовь, сильную к кому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно. Парень любит девку; говор. о страсти половой; и она любит, влюблена. Родители любят детей своих, желают им добра, болеют за них сердцем. Я люблю сахар, а меду не люблю. Мотылек любит солнышко. Не люблю я брюзгачей, не терплю, ненавижу. Кто любит попа, кто попадью, кто попову дочку. Она любит вино, да оно его не любит, он пьяный бурлив. Любящих Бог любит. Кого люблю, того и бью. Так бы тебя Бог любил, как ты меня любишь! Тошно тому, кто любит кого; а тошнее того, кто не любит никого. Люби, не влюбляйся, пей, не напивайся, играй, не отыгрывайся. Когда меня любишь, и мою собачку люби. Кого любишь, того сам даришь; а не любишь, и от него не примешь. Ешь с голоду, а люби смолоду. Мать дитя любит, а волк овцу любит. Люби нас, ходи мимо. Любит, как волк овцу. Люблю, как черта в углу. Любит и кошка мышку. Я любить не люблю, отказать не могу (не хочу). Все любят добро, да не всех любит оно. Любить себя - любить друга. Любишь чужую бороду драть, люби и свою, подставлять. Люблю тебя, когда я у тебя: постыла ты мне, когда ты у меня!

Любовь это ... по Толковому словарю В. Даля
 

Любовь это ... по Толковому словарю русского языка Ушакова

Любовь это
08.05.2012 10:42

Любовь это ... по Толковому словарю русского языка Ушакова1) Любовь - это чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу, любовь к родине (Толковый словарь Ушакова о любви). Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь, любовь к людям. Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь.
2) Любовь - это такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви.

Любовь это ... по Толковому словарю русского языка Ушакова
 

Смысл любви

Про любовь
07.05.2012 13:20

Про любовь - Смысл любви СоловьевСмысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается от других родов любви и большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее и в слове Божьем сказано: будут два в плоть едину, т. е. станут одним реальным существом.

Смысл любви
 

Любовь это ... по Свободной энциклопедии Википедия

Любовь это
27.04.2012 19:15

Любовь по Свободной энциклопедии ВикипедияЛюбовь — это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии (Википедия о любви).

Любовь — это одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Любовь это ... по Свободной энциклопедии Википедия
 

Любовь - это ... по Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Любовь это
27.04.2012 18:16

Любовь по Энциклопедии Брокгауза и ЕфронаЛюбовь - это влечение одушевленного существа к другому для  соединения  с ним  и  взаимного  восполнения  жизни (Энциклопедический словарь  Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона о любви).  Из  обоюдности  отношений  можно логически вывести троякий вид любви: 1)  Любовь,  которая  более  дает,  нежели получает, или нисходящая любовь (amor  descendens),  2)  Любовь,  которая  более получает, нежели дает, или восходящая любовь (amor ascendens)  и  3)  Любовь,  в которой то и другое уравновешено (amor  aequalis).  Этому  соответствуют три главные вида любви, встречаемые в действительном опыте,  а  именно:  любовь родительская, любовь детей к родителям и любовь половая (или  супружеская).  Все три  вида  имеют  свои  начатки  уже  в  царстве  животном.  Первый  вид представляется   здесь   преимущественно   любовь   материнскою   (в силу непосредственной физической связи  самки  с  детенышами),  но  у  высших животных и самец начинает принимать участие в заботах о новом поколении.
Второй вид любви  иногда  и  у  животных  отрешается  от  родовой  связи  и принимает характер как бы религиозный:  такова  привязанность  некоторых мелких животных к более крупным, дающим им покровительство, особенно  же преданность домашних животных человеку. В половой любви у  низших  животных особь имеет значение только как орудие  для  увековечения  рода,  причем естественно самка первенствует;  взаимность  является  здесь  только  на мгновение, и затем самец  устраняется  за  ненадобностью  (напр.  пауки, пчелы). У высших животных (особенно у птиц  и  некоторых  млекопитающих) наблюдается более устойчивая половая связь, соответственно возрастающему участию самца в семейных заботах. В мире человеческом мы находим  те  же три главные вида любви., но с новым, постоянно углубляющимся и расширяющимся значением. Сыновняя привязанность, распространяемая на умерших  предков, а затем и на более общие  и  отдаленные  причины  бытия  (до  всемирного провидения, единого Отца небесного), является корнем всего  религиозного развития человечества. Родительская любовь или попечение старших о  младших, защита слабых сильными, перерастая  родовой  быт,  создает  отечество  и постепенно  организуется  в  быт  национально-государственный.  Наконец, половая  любовь,  неизменно  оставаясь  наисильнейшим   выражением   личного самоутверждения  и  самоотрицания,  вместе  с  тем  все  более  и  более понимается как совершенная полнота  жизненной  взаимности,  и  чрез  это становится высшим символом идеального отношения между личным  началом  и общественным целым. Уже в пророческих книгах  Ветхого  Завета  отношение между Богом и избранною  народностью  изображается  преимущественно  как союз супружеский (и отступление народа от своего Бога -  не  иначе,  как блуд). В Новом Завете эта  идея  переносится  на  Христа  и  Церковь,  и завершение истории изображается  как  брак  "Агнца"  с  Его  невестою  - просветленною   и   торжествующею    церковью    "Нового    Иерусалима", соответственно чему и земные представители Христа, епископы, ставятся  в такое же отношение к местным  общинам  (отсюда  выражение:  вдовствующая церковь). Таким образом  идеальное  начало  общественных  отношений,  по христианству, есть не власть, а  любовь.  С  точки  зрения  нравственной философии, любовь есть сложное явление, простые элементы которого  суть:  1) жалость, преобладающая в  любви  родительской;  2)  благоговение  (pietas), преобладающее в любви  сыновней  и  вытекающей  из  нее  религиозной  и  3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое, в  соединении  с двумя  первыми  элементами  -  жалостью  и  благоговением   -   образует человеческую форму половой или супружеской  любви  (материя  же  ей  дается физическим влечением, актуальным или потенциальным). В  истории  религий любовь дважды получила первенствующее значение:  как  дикая  стихийная  сила полового влечения - в языческом фаллизм ( еще  сохраняющемся  кое-где  в виде организованных религиозных общин, каковы напр. индийские сактисты с их  священно-порнографическими  писаниями,   тантрами),   и   затем,   в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного
единения - в христианской agaph. Естественно, что и в истории  философии понятие любовь занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла  любовь (jilia) была одним из двух начал вселенной,  именно  началом  всемирного единства и целости  (интеграции),  метафизическим  законом  тяготения  и центростремительного  движения.   У   Платона   любовь   есть   демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа  к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда  "творчество  в  красоте".

Любовь - это ... по Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
 

Любовь это ... по Большой Советской энциклопедии

Любовь это
27.04.2012 13:11

Любовь по Большой Советской энциклопедииЛюбовь - это интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею (Большая Советская энциклопедия о любви). Любовь необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления "любовь" определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская любовь включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, любовь к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу любовь, которой мать любит своего новорождённого младенца, любовь, которой влюблённый любит свою возлюбленную, и любовь, которой гражданин любит свою родину, всё это есть любовь, отличающаяся от всего, что только «похоже» на неё — от эгоистического «влечения», или «предпочтения», или «интереса». «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» (Гегель, Сочинения, том 13, М., 1940, с. 107).

Любовь это ... в древнегреческой терминологии


Разработанная терминология различных типов любви существовала в древнегреческом языке. «Эрос» — это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения. «Филиа» — это любовь - дружба, любовь - приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором. «Сторгэ» — это любовь - нежность, особенно семейная, «агапэ» — жертвенная и снисходящая любовь «к ближнему».

Осмысление любви в мифе и древнейших системах философии берёт любовь как «эрос», видя в ней космическую силу, подобную силе тяготения. Бог Эрос упомянут в мифологическом эпосе Гесиода как один из породителей и устроителей мироздания, родившийся сразу после Хаоса и Матери-Земли; ещё более почётная роль отводится ему в космогонии орфиков. Для Эмпедокла вся история космоса — это противоборство любви («филиа») как конструктивного начала и ненависти как начала диссоциации. Это мифологически-философское учение о любви как строящей, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания характерно для греческой мысли в целом с её гилозоизмом. Даже Аристотель видит в движении небесных сфер проявление некоей вселенской любви к духовному принципу движения — неподвижному перводвигателю (что было теологически переосмыслено в средневековой философии и отразилось в заключительном стихе «Божественной комедии» Данте: «Любовь, что движет солнце и светила»). Продолжая эту же линию, Посидоний разработал учение о всемирной «симпатии» вещей и природных сил, необычайно популярное в последние века античности, а позднее привлекавшее многих мыслителей и поэтов Ренессанса и нового времени (вплоть до И. В. Гёте). Другая линия античной философии любви начинается с Платона, истолковавшего в диалоге «Пир» чувственную влюблённость и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной любви, предмет которой — абсолютное Благо и абсолютная Красота (отсюда упрощённое житейское выражение «платоническая любовь»). Доктрина Платона, платоников и неоплатоников об «эротичном» пути к абсолюту типологически сопоставима с индийской мистической доктриной о «бхакти» — экстатичной любовь, представляющей собой один из 4 возможных путей просветления.

Любовь это ... в индийской культуре


Но как в индийской традиции трансцендентные восторги «бхакти» стоят рядом с рассудочным и прагматичным гедонизмом «Камасутры» — необычного «учебника» любовных наслаждений, пытающегося дотошно систематизировать и «рационализировать» отношения мужчины и женщины, так и в культуре Древней Греции между плотским «эросом» и абстрактно-духовным «эросом» оставалось мало места для «души», для любви к конкретному, живому, страдающему человеку, нуждающемуся в помощи, сострадании, уважении. Эллинская любовная лирика, достигшая необычайной тонкости в пластических описаниях, как и в эгоцентрической фиксации аффектов влюблённости, бессильна понять любовь между мужчиной и женщиной как противостояние, спор или гармонию двух личностей. Женщина, отказывающаяся быть простым орудием мужчины в семье или его игрушкой вне семьи, может выступить лишь как персонаж трагедии, наделённый чертами преступницы (Клитемнестра у Эсхила) или иноземки-ведьмы (Медея у Еврипида). С этим коренным пренебрежением к духовному миру женщины связано характерное для античной Греции принципиальное предпочтение гомосексуальной любви, принимавшей самые различные формы (воинское товарищество, взаимоотношения духовного наставника и ученика и т.д.). По известному замечанию Ф. Энгельса, «... для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта, половая любовь в нашем смысле была настолько безразлична, что для него безразличен был даже пол любимого существа» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 издание, том 21, с. 79). В этом отношении с Анакреонтом вполне солидарен Платон. Шаг вперёд делает римская любовная поэзия (Катулл, Тибулл, Проперций, эпизод Дидоны в «Энеиде» Вергилия), которая открыла в любимой женщине автономную личность, то пугающую своим загадочным своеволием, то вызывающая наряду с влюблённостью нежность и сострадание. Иронически задуманная попытка Овидия создать систематическую и кодифицированную «теорию» любви оказалась началом традиции, пережившей расцвет в средние века — эпоху схоластики и казуистики.

Любовь это ... в христианской культуре


Христианство усмотрело в любви как сущность своего бога (который, в отличие от богов античной религии, не только любим, но и сам любит всех), так и главную заповедь человеку. Но это была совсем особая любовь («агапэ»), не похожая ни на чувственный «эрос», ни на дружбу по выбору («филиа»), ни на патриотическую солидарность граждан. Речь шла о жертвенной, «все покрывающей» и безмотивной любви к «ближнему» — не к «близкому» по роду или по личной склонности, не к «своему», но к тому, кто случайно окажется близко, и в особенности к врагу и обидчику. Предполагалось, что именно такая Л. сможет побудить любящих принять все социальные дисгармонии на себя и тем как бы отменить их. Но если по отношению к людям предписана снисходящая «агапэ», то по отношению к богу христианская мистика вслед за языческой решается говорить о восторженном «эросе» (такое словоупотребление особенно характерно для неизвестного христианского неоплатоника V века, написавшего так называемые Ареопагитики, и для всей созданной им традиции).

Любовь это ... в «куртуазной» теории любви


Как христианская «агапэ», так и христианский «эрос» имели аскетический характер. Для внеаскетических сфер жизни в позднее средневековье была разработана «куртуазная» теория любви между мужчиной и женщиной из феодальной среды: такая любовь находит себе место исключительно вне брака (как реальная связь или обожание издали), но подчиняется собственным законам учтивости, тонкости и благородства. Этот специфический культ дамы прошёл через поэзию трубадуров и миннезингеров, найдя отклик в образах Беатриче у Данте и Лауры у Петрарки. Петрарка изъял традицию одухотворения любви из сферы феодального быта, передав её образованным городским кругам и соединив её с веяниями Возрождения. «Петраркизм» в любви и любовной поэзии распространяется в Западной Европе, вульгаризуясь до поверхностной моды на идеализированное чувство. Ренессанс проявляет интенсивный интерес к платоновской теории «эроса», восходящего от эстетики чувственного к эстетике духовного («Диалоги о любви» Леоне Эбрео, 1501—02). Спиноза радикально переосмыслил схоластическое понятие «интеллектуальной любви к богу», выведя его из контекста традиционных представлений о личном боге как субъекте, а не только объекте любви: это центральное понятие «Этики» Спинозы означает восторг мысли перед глубинами мирового бытия, не ожидающий для себя никакой ответной любви из этих глубин. Философия энциклопедистов 18 века, полемизируя против аскетизма, подчёркивала радостную естественность чувства любовь и сопряжённый с ним «правильно понятый интерес» индивида (в духе концепции «разумного эгоизма»). Недооценивая присущие любви возможности трагического самоотвержения, она часто смешивала любовь со «склонностью» и «благожелательностью», а счастье с гедонистическим самоудовлетворением. Коррективы были внесены идущим от Ж. Ж. Руссо движением сентиментализма и «Бури и натиска», подготавливавшим романтизм; благодаря этому движению накануне и в эпоху Великой Французской революции любовь была понята как порыв, разрушающий рамки сословных преград и социальных условностей, воссоединяющий в стихийном единстве «то, что строго разделил обычай» (Ф. Шиллер). Представители немецкого романтизма (Новалис, Ф. Шлегель, Ф. Баадер) и немецкого классического идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, молодой Гегель), возрождая платоновскую философию «эроса», толковали любовь как метафизический принцип единства, снимающий полагаемую рассудком расколотость на субъект и объект. С этой гносеологизацией проблемы любви у романтиков соседствует вникание в «тёмную», «ночную», иррациональную психологию любви, порой предвосхищающее психоанализ, и подчёркнуто глубокомысленное, философски разработанное возвеличивание чувств, стихии (например, в «Люцинде» Ф. Шлегеля). Так романтический идеал любовь колеблется между экзальтацией и аморализмом, сливая то и другое воедино; немецкая романтика и общеевропейский «байронизм» предпринимают реабилитацию легендарного Дон Жуана как носителя тоскующей любви к невоплощённому совершенству, во имя этой любви разрешившего себе систематическую бесчеловечность к «несовершенным» возлюбленным. Эта сторона идеала романтиков была к концу 19 века доведена до логического предела в доктрине Ф. Ницше о «любовь к дальнему» (в противоположность «любовь к ближнему»): здесь на место конкретной любви к человеку, который есть, ставится внутренне пустая любовь к сверхчеловеку, которого нет. Важнейшая линия осмысления любви на протяжении 19 века связана с противопоставлением её «рациональному» буржуазному делячеству. В предельно обобщённом (и отвлечённом) принципе любовь для любви Фейербаха лежит родовая сущность человека, подвергающаяся отчуждению и извращению во всех религиях мира. Некоторые мыслители и поэты готовы искать «тепло», недостающее «холодному» и «бесполому», лицемерно-расчётливому миру коммерсантов, в чувственной любви (мотив «реабилитации плоти», нашедший отголоски в движении Анфантена, у Г. Гейне и «Молодой Германии», в творчестве Р. Вагнера и т.п.). Другие, как Ч. Диккенс и Ф. М. Достоевский, противопоставляют эгоизму принципиальной бесчеловечности любви как жалость и совесть, любовь - самопожертвование, которая «не ищет своего». Одновременно с этим в пессимистической философии 19 века ставится задача «разоблачить» любовь, что было спровоцировано экзальтацией романтиков и подготовлено их собственным «разоблачительством». Для А. Шопенгауэра любовь между полами есть иллюзия, при помощи которой иррациональная мировая воля заставляет обманутых индивидов быть слепыми орудиями продолжения рода. На рубеже 19—20 веков З. Фрейд предпринял систематическое перевёртывание платоновской доктрины любви Как и Платон в «Пире», Фрейд постулирует принципиальное единство истока, соединяющего проявления половой страсти с явлениями духовной жизни; но если для Платона одухотворение «эроса» означало его приход к собственным сущности и цели, то для Фрейда это лишь обман, подлежащее развенчанию переряживание «подавляемого» полового влечения («либидо»). Единственно реальным аспектом любви (притом всякой, не только половой любви) объявлен биологический, к нему и предлагается сводить без остатка всё богатство проявлений любви и творчества. После Фрейда западноевропейский идеализм предпринимает ряд попыток восстановить понимание любовь как пути к глубинной истине и одновременно самой этой истины. В «философии жизни» любовь выступает в качестве одного из синонимов самой «жизни», начала творческой свободы и динамики (так у А. Бергсона понятие «порыва любви» непосредственно соотнесено с ключевым понятием «жизненного порыва»). Поскольку, однако, любовь не сводится к своим стихийным аспектам и не может быть лишена личностного характера, метафизика любви являлась для многих одним из способов перейти от «философии жизни» к персонализму и экзистенциализму. В этом отношении показательна фигура М. Шелера, видевшего в любви акт «восчувствования ценности», благодаря которому личность входит в духовное пространство свободы, характеризующей ценностный мир, и впервые по-настоящему становится личностью. любовь есть для Шелера не только единственный модус отношения к «ценностям», но единственный способ познания «ценностей». Мотив абсолютной свободы любовь в смысле её недетерминированности подхватывается экзистенциалистами. Представители религиозного экзистенциализма (М. Бубер, Г. Марсель) говорят о любви как спонтанном прорыве из мира «оно» в мир «ты», от безличного «иметь» к личностному «быть». Вся эта философия любви развёртывается на фоне острой и достаточно безнадёжной критики «отчуждённого», безличного и безлюбого мира капиталистической цивилизации, стоящего под знаком «иметь».

Любовь это ... в марксистской философии


В марксистской философии любовь трактуется в контексте диалектико-материалистического понимания личности, её духовного мира, соотношения с обществом. Само понятие личности нельзя мыслить вне её эмоциональной жизни, одним из важнейших компонентов которой является любовь, проявляющаяся в форме переживания, душевного волнения, оценочного отношения и избирательной активности личности. Во всём многообразии своих форм любовь непосредственно и глубоко затрагивает существенные стороны жизни не только каждого человека, но и общества в целом, выражая собой социально-групповую и общечеловеческую солидарность и будучи источником преданности и даже героизма. Любовь с её противоречиями, драматическими коллизиями является постоянной темой мирового искусства и литературы, народного творчества.

Любовь это ... по Большой Советской энциклопедии