Что такое любовь
8.12.2016
bank-medias.ru | http://sportnews94.ru | http://telepat09.ru | mynewsmaker.ru/ | seonus.ru

Любовь - это ... по Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Любовь - Любовь это
27.04.2012 18:16

Любовь по Энциклопедии Брокгауза и ЕфронаЛюбовь - это влечение одушевленного существа к другому для  соединения  с ним  и  взаимного  восполнения  жизни (Энциклопедический словарь  Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона о любви).  Из  обоюдности  отношений  можно логически вывести троякий вид любви: 1)  Любовь,  которая  более  дает,  нежели получает, или нисходящая любовь (amor  descendens),  2)  Любовь,  которая  более получает, нежели дает, или восходящая любовь (amor ascendens)  и  3)  Любовь,  в которой то и другое уравновешено (amor  aequalis).  Этому  соответствуют три главные вида любви, встречаемые в действительном опыте,  а  именно:  любовь родительская, любовь детей к родителям и любовь половая (или  супружеская).  Все три  вида  имеют  свои  начатки  уже  в  царстве  животном.  Первый  вид представляется   здесь   преимущественно   любовь   материнскою   (в силу непосредственной физической связи  самки  с  детенышами),  но  у  высших животных и самец начинает принимать участие в заботах о новом поколении.
Второй вид любви  иногда  и  у  животных  отрешается  от  родовой  связи  и принимает характер как бы религиозный:  такова  привязанность  некоторых мелких животных к более крупным, дающим им покровительство, особенно  же преданность домашних животных человеку. В половой любви у  низших  животных особь имеет значение только как орудие  для  увековечения  рода,  причем естественно самка первенствует;  взаимность  является  здесь  только  на мгновение, и затем самец  устраняется  за  ненадобностью  (напр.  пауки, пчелы). У высших животных (особенно у птиц  и  некоторых  млекопитающих) наблюдается более устойчивая половая связь, соответственно возрастающему участию самца в семейных заботах. В мире человеческом мы находим  те  же три главные вида любви., но с новым, постоянно углубляющимся и расширяющимся значением. Сыновняя привязанность, распространяемая на умерших  предков, а затем и на более общие  и  отдаленные  причины  бытия  (до  всемирного провидения, единого Отца небесного), является корнем всего  религиозного развития человечества. Родительская любовь или попечение старших о  младших, защита слабых сильными, перерастая  родовой  быт,  создает  отечество  и постепенно  организуется  в  быт  национально-государственный.  Наконец, половая  любовь,  неизменно  оставаясь  наисильнейшим   выражением   личного самоутверждения  и  самоотрицания,  вместе  с  тем  все  более  и  более понимается как совершенная полнота  жизненной  взаимности,  и  чрез  это становится высшим символом идеального отношения между личным  началом  и общественным целым. Уже в пророческих книгах  Ветхого  Завета  отношение между Богом и избранною  народностью  изображается  преимущественно  как союз супружеский (и отступление народа от своего Бога -  не  иначе,  как блуд). В Новом Завете эта  идея  переносится  на  Христа  и  Церковь,  и завершение истории изображается  как  брак  "Агнца"  с  Его  невестою  - просветленною   и   торжествующею    церковью    "Нового    Иерусалима", соответственно чему и земные представители Христа, епископы, ставятся  в такое же отношение к местным  общинам  (отсюда  выражение:  вдовствующая церковь). Таким образом  идеальное  начало  общественных  отношений,  по христианству, есть не власть, а  любовь.  С  точки  зрения  нравственной философии, любовь есть сложное явление, простые элементы которого  суть:  1) жалость, преобладающая в  любви  родительской;  2)  благоговение  (pietas), преобладающее в любви  сыновней  и  вытекающей  из  нее  религиозной  и  3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое, в  соединении  с двумя  первыми  элементами  -  жалостью  и  благоговением   -   образует человеческую форму половой или супружеской  любви  (материя  же  ей  дается физическим влечением, актуальным или потенциальным). В  истории  религий любовь дважды получила первенствующее значение:  как  дикая  стихийная  сила полового влечения - в языческом фаллизм ( еще  сохраняющемся  кое-где  в виде организованных религиозных общин, каковы напр. индийские сактисты с их  священно-порнографическими  писаниями,   тантрами),   и   затем,   в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного
единения - в христианской agaph. Естественно, что и в истории  философии понятие любовь занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла  любовь (jilia) была одним из двух начал вселенной,  именно  началом  всемирного единства и целости  (интеграции),  метафизическим  законом  тяготения  и центростремительного  движения.   У   Платона   любовь   есть   демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа  к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда  "творчество  в  красоте".


Это эстетическое значение любовь было оставлено  без  внимания  в  философии патриотической и схоластической.  Своеобразное  слияние  христианских  и платонических идей об этом предмете мы находим у Данта. Вообще в средние века любовь была предметом религиозной мистики с одной стороны  (Викторианцы, Бернард  Клервосский  и  особенно  Бонавентура,  в  его  соч.  "Stumulus amoris", "Incendiuam amoris",  "Amatorium")  и  особого  рода  поэзии  с другой; эта поэзия, из южной Франции распространившаяся по всей  Европе, была посвящена культу женщины и  идеализованной  половой  любовь,  в  смысле гармонического соединения всех трех ее элементов: благоговения,  жалости и стыдливости. В эпоху Возрождения  (кончая  Джордано  Бруно)  любовь  опять становится предметом философских умозрений в духе  платонизма.  В  новой философии    своеобразное    понимание    любовь    представляет    Спиноза, отождествляющий ее с абсолютным познанием (amor  Dei  inteIleclualis)  и утверждающий, что философствовать есть ничто иное, как  любить  Бога.  В новейшей философии следует отметить остроумную, хотя  и  неосновательную теорию половой любви у Шопенгауэра ("Меtaphysik der Liebe"  в  "Parerga  u. Paral."). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр  объясняет тем, что жизненная воля (Wille zum Leben) стремится здесь  не  только  к увековечению рода  (как  у  животных),  но  и  к  произведению  возможно совершеннейших  экземпляров  рода;  таким  образом,  если  этот  мужчина страстно любит именно эту женщину (и vice versa), то значит, он именно с нею может в данных условиях произвести наилучшее потомство. Ни малейшего подтверждения в действительном  опыте  этот  взгляд  не  находит.  Более верные   и   глубокомысленные   указания   и   намеки   (без   ясной  и последовательной системы)  можно  найти  у  Франца  Баадера  ("Erotische Philosophie" и др.).

Энциклопедический словарь, Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Изд. "Русское слово", 1996 г.