Что такое любовь
23.02.2018
bank-medias.ru | http://sportnews94.ru | http://telepat09.ru | mynewsmaker.ru/ | seonus.ru

Стихи о Мавзолее в Галикарнасе

Стихи о любви - Коллекции стихов
23.01.2018 21:41

Стихи о Мавзолее в ГаликарнасеМавзолей в Галикарнасе
Поражал архитектурою.
Боги все, что на Парнасе,
Здесь представлены скульптурою.

Царь Мавзол и Артимиссия,
Что была царицей грозной,
Там лежат, земная миссия,
Стала их теперь загробной.

А бывало в колеснице,
Что стоит на крыше каменной, -
В бой неслись подобно птице
На четверке коней пламенных.

А теперь, блистая бронзою,
Кони вздыбились и пенятся,
Царь стоит с царицей грозною,
Погоняет их, не ленится.

По карнизу крыши с фризами,
Статуи стоят огромные, -
Высек скульптор Скопас фрезами -
Горельефы бесподобные.

Амазонки бьются с греками
Не на жизнь, на смерть. Красавицы...
И струится кровь их реками -
Убивать их грекам нравится.

Крыша держится колоннами,
Через них окрестность видится...
Внизу, фризы: бой со стонами -
Все в бою, как будто движется.

Под верандою могильники,
Лестница у основания,
Львы и скачущие всадники,
Охраняют двери здания.

Почти два тысячелетия
Мавзолей стоял и славился.
Нет его уже столетия -
В легендарный мир отправился!

Севрюгин Виталий

*****

Венчает царственная пара
Галикарнасский Мавзолей -
На колеснице чувств пожара
Летит Мавсол с женой своей.

Они на пике пирамиды,
Что устремилась в небеса,
Фасады фризами* увиты -
Шедевров славится краса!

Здесь колоннада и скульптуры,
Тяжеловесность и полёт,
Особый стиль архитектуры
Парадность формам придаёт.

В руинах ныне чудо света -
Творит фантазия поэта...

Петрова Александра
_________________________

* Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

 

*****

Прекрасен Галикарнас
Прекрасен без всяких прекрас
У побережья расцвёл
Правит там царь Мавсол

Очень могучий и славный
Строит он волей державной
Гробницу себе самому
Так захотелось ему

Закончить увы не успел
Умер среди этих дел
Тело царя сожжено
И в урну помещено

Гробница ж не доведена
Не в лучшем виде она
Но вдова царя Артемис
Сказала жизнь мне не жизнь

Ежели в память супруга
А мы любили друг друга
Гробницу ему не дострою
И урну в ней не упокою

И слову царица верна
Достроила всё же она
Великую эту гробницу
Хвалу заслужила царица

По форме там всё необычно
Красиво и непривычно
Сооруженье оно
Из кирпича само

И белым мрамором сковано
Снаружи внутри облицовано
На солнце слепило сверкало
А в высоту достигало

Метров шестидесяти
Надо суметь возвести
Первый этаж парадный
Видом как куб громадный

Там урна с прахом стояла
Но это только начало
Есть и этаж второй
Он с колоннадой большой

Снаружи ей обведён
Великолепен был он
Своё имел предназначеье
Жертвы хранил подношенья

А третий этаж пирамида
Собою ступенчата с вида
Скульптурой венчалась она
Мавсол и его Жена

Квадригою там управляли
И словно в небо взлетали
Торжественно и красиво
Миру всему на диво

Гробницу ту как увидали
То к чудесам приписали
К отделке и украшению
Лучшие ведь без сомнения

Привлечены мастера
Это их мыслей игра
А кто мастерством знаменит?
Скопас и Бриаксид

Сам Леохар там творил
Македонскому что послужил
Скульптор придворный царя
И уж поверьте не зря

Платон Леохара ценил
Хвалебно о нём говорил
Чудо умельцы создали
Римляне затем имя дали

Гробнице той Мавзолей
Дожило до наших дней
Название и послужило
А чудо разрушено было

Две тысячи лет простояло
И никому не мешало
А вот крестоносная рать
Привыкла она разрушать

Руку свою приложила
Всё растащила разбила
Где ты Галикарнас
Нету града сейчас

И Мавзолея нет
Но он свой оставил след
Гробницы так называют
Куда вождей погребают

Да что там Галикарнас
Когда в Москве есть у нас.

Трофимов Владимир

*****

Царь Мавсол был строг и знатен...
Злобен... не лицеприятен...
Деспотичен и жесток... но богат...
И в некий срок,
Понимая, что не вечен...
Он решил увековечить
Прах... и выстроил гробницу
Для семьи... жены-царицы...
В центре стольного царь-града...
Для угоды... для отрады...
Услаждения себя...
Самого себя любя...
Не гробница, а дворец...
Светлый мраморный ларец...
Трёхэтажная махина...
Арки... статуи... лепнина...
И дворец назвали сей
В честь героя... Мавзолей...

А на крыше, словно птица
В запряжённой колеснице
Мчится царь через века,
Знать дорога далека...

И молва пошла по миру...
Фараоны и эмиры...
И цари и короли
Изумлялись,.. как могли...
Усыпальницы такие
Есть, конечно, и в России...
Мода далеко идёт...
Любит идолов народ...

Спасина Наталья

*****

В четвёртый век до нашей эры сложен мавзолей.
Когда была Мавсолу вера, что глава тех дней.
Был славен им Галикарнас - сегодняшний Бодрум.
Турецкий город, что до нас дошёл из прошлых дум.

Супругой отдан был приказ: создать им мавзолей,
Чтоб люди вспомнили не раз с тех пор до наших дней.
Чтоб тридцать шесть больших колонн держали его кров.
Чтоб был величественен он, парил меж облаков.

Чтоб всяк кариец мог сказать: "Всё для тебя, Мавсол!"
Чтоб в нём ты мог опочивать, коль в мир иной ушёл.
И место было там для той, что для тебя жила.
Да верною твоей женой в конце к тебе пришла.

Их усыпальница вошла в четырнадцатый век.
Раз память сильная была, таков был человек.
Тот мавзолей, он столь красив и ценен был века.
Землетрясением снесён - природная рука.

А кто-то вспомнит лишь квадриг: четвёрка лошадей,
Кто в усыпальнице лежат, тот в прошлом правил ей.
На сорок семь он метров ввысь взлетает мавзолей
Коль в жизни сами вознеслись - есть память прошлых дней.

Кустов Константин

*****

Тристана с Изольдой, Ромео с Джульеттой
Навек обессмертили сотни поэтов,
А эти герои остались в забвенье –
Найдите, певцы, и для них вдохновенье,
Ведь трепетной негою страстных оков
Спаяла два сердца благая любовь.

Их чувства на прочность судьба испытала
В дыхании мрамора, стонах металла,
В стенаниях струн музыкальных творений,
В супружеском хоре прекрасных мгновений...

Но жизнь – это слиток и счастья и зол:
Ушёл в мир иной от супруги Мавзол.

Не стану вдовы Артемисии слёзы
Равнять я с росою на листьях берёзы,
Не смею сказать, что от горя по мужу
Их, слёз этих, вылилась целая лужа.
Нелепицам здесь мы поставим предел,
А плач – всех скорбящих особый удел...

Скажу лишь: поэт и талантливый клирик,
Рыдая, взялись за святой панегирик.

Терзаема страшно мучительной болью,
Вдова не хотела расстаться с любовью:
Смочив хладный пепел в заморских духах,
Она с наслаждением выпила прах.

Но так одиноко светлейшей супруге:
Нет принца – наследника милому другу...
Единственной памятью стала гробница –
Роскошное детище верной царицы.
На славу трудились Пифей и Сатир* –
Здесь каждый любовь и величье сплотил.

Достойных нет в мире тому мавзолею
Ни в прелести мысли, ни в смелой идее,
Ни в щедрости денежных средств во главенстве,
И ни в оформлении, ни в совершенстве:
Искусные линии кровно роднят
Чету пирамид, божий храм, зиккурат*.

Украсился мрамором серый фундамент;
Пленил благородством изящный орнамент;
Взметнул пьедестал усыпальницу выше;
Держал сонм колонн ионических крышу;
По краю – скульптуры божественных львов –
Бессмертная слава седых мастеров.
А двадцать четыре прекрасных ступени
По кровле взбегали над царственным тленом.
Венчала же крышу – на мраморной кладке –
Четвёрка ретивых коней на площадке.
Навстречу столетьям, бессмертный посол,
Там мчал в колеснице супругу Мавсол.

Кольцова-Царёва Екатерина
_________________________________

* Пифей и Сатир – греческие архитекторы того времени.
* Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu – "вершина", в том числе "вершина горы") – многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.