Стихи о Антонио Гауди

Стихи о Антонио ГаудиСталактиты, сталагмиты,
Зубы страшного дракона —
Царство мрачного Аида
И прекрасной Персефоны
Эти стройные колонны!
Эти каменные своды!
Кто ловил душой влюблённой
Тайный замысел природы?
Кто стремился неизменно
На неё одну равняться?
Вспоминаешь непременно
Гениального испанца.
Гауди! Привет, Антонио!
Узнаю твои шедевры.
Ты природную гармонию
Разгадал едва ль не первый.
И в твореньях знаменитых,
В этих арках и колоннах
Воскресают сталактиты
И крылатые драконы —
Всё живёт и дышит страстью…
Но он сам… Как мало жил он!
Сколько замыслов прекрасных
Он унёс с собой в могилу!
И когда ж теперь, о Б-же,
В наши дни, как в век прошедший,
Миру явится такой же
Гениальный сумасшедший!
И излечит все недуги,
И научит все народы
Жить в согласии друг с другом
И в гармонии с природой!

*****

— Антонио, я с тобой, ответь мне, скажи хоть слово…
Ну, что ты молчишь и в глазах неусыпною тьмой одинокость?
— Чей это голос нездешний, кто здесь, сестра, какого
черта ангелы там, где решетки в проемах окон?
— Антонио, слышишь, ты ведь влюблен был в девушку из Матаро?
Это же я в изголовье твоем сторожить пытаюсь надежду.
Видишь: берег, прибой, корабли… под волшбу гитары
двое, забывшись, танцуют фламенко, и всё, как прежде…
— Берег? Фламенко?.. Но если лишь миг забытья в утешенье
нам остается — будь проклята эта планида утрат и смятений,
эта планета, где каждый с рожденья до смерти отшельник.
Всё лишь химеры… На потолке, сплетаются тени, тени.
Что там — каминные трубы на черепичной драконовой коже крыши?
Всё это рухнет — так трудно дышать и держать равновесье…
В щупальцах неба трепещут птицы, созвездья, а выше —
тени на треснувшем потолке и галактик взвеси…
Ты здесь еще девочка из Матаро, надежды погибшей сторож?
Ты видишь, как тени сплетаются в дебри окаменелого леса?
Это мой лес у дворца Гуэля, причудливый лес-заморыш,
но и в его молчаливых дебрях елозят бесы…
— Антонио, я с тобой, ответь мне, скажи хоть слово…
Ну, что ты молчишь, немотою сам страх затмевая?..
Тени на треснувшем…
— Кто здесь, сестра? Какого?..
И наползает на потолок, надвигается тень трамвая…

Горшков Олег

*****

Гений голубоглазый,
Младший сын одного кузнеца,
Заслужил три высоких титула:
Архитектора, художника и творца.

Полет его мысли, фантазий
Не имеет логического конца,
Нет четких линий, границ у шедевров,
Что возводил на века.

— — — —

В центре города Барселоны
Замок-сказку* вознес до небес,
Двенадцать апостолов-башен
Твердо стоят словно лес;

Застывшие лица печальные
Взирают на город окрест;
Окна пляшут как солнечный зайчик,
Звезд внутри разлетелось нисчесть.

— — — —

В парке Гуэля на солнце
Саламандра пригрелась лежит.
Извернулась змеею скамейка,
Изразцами на солнце блестит.
Горный хребет галереей
Из камня насквозь прошит.

— — — —

Были также дом Висенс, дом Кальвет, Каприччо,
Королевские фонари,
Дом Фигерас, Ботинес, Миральяс
Строил он от зари до зари.

— — — —

Умер испанец случайно,
На молитву идя не спеша,
Задумавшись чрезвычайно,
Под трамвайчик ступила нога.

Не признали в бродяге гения,
Трое суток его не спасли,
Там где жил, в недостроенном храме,
В крипту мощи таланта легли,
Но важней, что в твореньях из камня
Для потомков оставил следы.

Рахматуллина Наталья
____________________________

* Замок-сказка — Храм Святого Семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), иногда по-русски неточно называется собором Святого Семейства — церковь в Барселоне, в районе Эшампле, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 г., знаменитый проект Антонио Гауди.

*****

Природа экономна; создавая
свои творенья, новых форм она
не ищет, изменяя лишь размеры:
лекала те же, но иной масштаб.

Клубятся облака, как клочья ваты.
Зигзаги молний — трещинами в стенке.
А гром — ну, точно бегает по крыше,
гремя железом, местный хулиган.

Бог есть любовь. В начале было Слово.
И мы с тобою любим как умеем.
Но наши грозы не расколют небо.
Мы говорим про трещину в стене.

Ну что ж, от быта никуда не деться.
Но бытие могуче прорастает
в растительных и минеральных формах
Фамилия Саграда Гауди.

Мы в отпуске. Мы в двух шагах от Чуда.
Испания готовится к сиесте.
Над всей страною облачное небо —
и, значит, нет причин для мятежа.

Прицеливаюсь телеобъективом.
Но цель не здесь, она неуловима.
И нам не описать ее словами,
как Черную Мадонну Монсеррат.

Вольфсон Борис

*****

Если б хвалу Искупительной Жертве
Мог человек высекать из материи,
Я бы поверил умом архитектору
В формах творящему звуки мистерии.

Я бы поверил и смысл обнаружил!
Мысль же затравленно мечется между:
Лить ли слезу в покаянную лужу,
Или бетон в многотонные вежды,

Послушайте, дон Антонио Гауди,
Пылкий творец сквозняков колокольных,
Бога нельзя мечтательно славить,
Бог — не фантазия, может быть больно!

Тем, кто твердит: «Барселона — сокровище!»,
Я отвечаю, фасады вышагивая:
Я в Барселоне увидел чудовище,
Твареподобное гулкое капище.

Перевязь с Бога сорвали бесстыдно.
Бесстыдство фиксируют фотоприборы.
Снова «на бис» распинают Спасителя
Люди, не ставшие Богоподобием!

Алексеев Борис

*****

Трамвайный путь накрыл собой погибший.
Все думали — то просто жалкий нищий.
Он долго неопознанный лежал —
Творец, неожидающий похвал.

В последнем и губительном поклоне
Он жизнь отдал прекрасной Барселоне.
Вдох первый и последний выдох ей!
Красавице, рожденной из камней.

Храм искупления — Фамилия Саграда
Мечтою был и мастера отрадой.
Средневековье, готика… день вчерашний.
Его постигла участь Эйфелефой башни.

Дали писал: «Должен родиться новый гений,
Чтобы закончить мастера творенье.»

При жизни труд Гауди не ценили:
Одни, пожав плечами, уходили.
Другие же, слова не тратя даром,
Назвали храм тот «каменным кошмаром».

Гауди много лет прожил на стройплощадке,
В крошечной строительной палатке.
Под куполом обрел последнюю обитель
И навсегда собора стал хранитель.

Со временем стал Барселоны символом Саграда.
Система сводов и опоры храма
Уникальны в своем роде.
Найти такое можно лишь в природе.

В камнях, керамике, металле
Лес оживает перед нами:
Колонны храма, как стволы деревьев,
Настенные рисунки птичьих перьев,
Гирлянды листьев и цветов букеты,
И жизни живописные сюжеты.

При жизни зодчий был известен мало,
Но и со смертью не стала громче слава.
Пусть не постигнет мастера забвенье,
Пока живут средь нас его творенья.

«Тысяча и одна ночь» ожили в камне,
Украшен интерьер поэзии строками —
То поселился в городе испанском
Дом Висенс в стиле мавританском.

Сползает ящер по холма крутому склону,
Ведет газон от моря прямо к дому,
Увенчан парк мифической скульптурой,
А каждый камень — элемент архитектуры.

Стремился зодчий не природу покорить,
А рукотворный мир в ней растворить.
Божественна природы акварель —
Гуэль-Дворец и парк Гуэль.

Путь Гауди — поиск решений новых:
Он избегал «проклятия угла прямого»,
А при созданьи Каса Мила
Опять его природа вдохновила.

Доходный дом — огромная скала,
Из камня высечены окон-глаза,
Дверей проемы, словно гроты —
Воды и времени работы.
Живые водоросли — балконов огражденья,
Декоративные повсюду украшенья.
«Ла Педрера» так прозвали мило

В народе каменную Каса Мила.
«Природа не геометр, а ваятель», —
Так часто повторял ее создатель.

Сильвенер Натали

*****

О, Барселона, над тобою льётся свет
Крутым зажжённый и упрямым нравом,
И камень, и кирпич его лучом согрет,
А сердце и душа — с Саграда-Храмом.
Великий зодчий свой оставил след
Фантазий беспредельных! Гениальность,
С печатью мощной — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!

А брал он у природы вдохновение :
Педрера дом так на гору похож,*
С покрытою вершиной облаками!
Возможно, ветер поиграл волнами,
Так рассуждай, моё воображение,
Не всё же, у великих разберёшь!

А «Эль-Капричо» — особняк «Каприз»,
На изразцах подсолнуха узор,
И рамы при движеньи вверх и вниз
Мелодий издавали перебор.

Дом Батльо светотенями играл,
От белого и до лазури всплеска,
Дом Висенс — точно в стиле «мудехар»,**
Как из волшебной сказки, разноцветный.

Поют фонтаны*** о любви,
И льют свет тёплый фонари,****
И в парках**** пары до зари —
Оставил всё всем ГАУДИ.*****

Цветова Татьяна
___________________________

* Форма дома Педрера перекликаеся с формами окружающих Барселону гор, или движение волн.
** Испано-арабский стиль.
*** Монументальный каскад в Парке Сьютаделя над искусственным водоёмом.
**** Фонари на пл. Плацо Рейал, напоминающие ветви деревьев с распустившейся кроной — 6 ламповые и 3х ламповые перед зданием Гражданского Губернаторства.
***** Все шедевры Антонио-Гауди-И Корнет объявлены Художественными Памятниками Барселоны, Памятниками Национального значения, Наследием Человечества ЮНЕСКО.

*****

Отмыли за ночь благодатные дожди
Следы дневные раскалённого июля.
И над безмолвием ещё дремавших улиц
Всплывает утро Барселоны Гауди.

Как хороша, нарядна Ла ПедрЕра,
И дом Батльо, и знаменитый Парк ГуЭль.
И радостных эмоций атмосфера
Пьянит и головы, и чувства, будто хмель.

Волшебная игра природной кривизны!
Застывшей в камне музыки звучанье!
Фантазий буйных сказочные сны!
И радость, обретённая в страданье!

Какие прихоти шального колдовства!
А сколько смелости в лихом полёте мысли!
И даже детского есть доля озорства,
«Большим ребёнком» зодчий был в известном смысле.

Как замок из песка возвысилась СагрАда,
Вонзившись башнями своими в небеса.
Три аллегории Христовы — три фасада:
Рождения, Страстей и Славы чудеса.

Ни дать — ни взять, восьмое чудо света!
Бессмертным гением подаренный шедевр.
Храм — толкованье Нового Завета,
Храм — символ святости, незыблемости Вер.

Великий путь Христа до Воскресенья,
Господних Искупление грехов,
В небесное воплощены творенье —
Дар гения для будущих веков.

На ТибидАбо как не заглянуть,
Сев на весёлый голубой трамвайчик?
Святого Сердца Храму присягнуть,
Пока остаток Веры не растрачен.

И с высоты стоящего Христа,
Как-будто всем туристам на потребу,
Над всей Испанией безоблачное небо,
И Барселона вся беспечна и чиста.

Цивлин Вадим
_____________________________

ГаудИ — Антонио ГаудИ испанский (каталонский) архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне.

Ла ПедрЕра(каменоломня) — жилой дом, построенный в 1906-1910 годах в Барселоне архитектором Антони Гауди для семьи Мила, одна из достопримечательностей каталонской столицы.

Парк ГуЭль — знаменитый парк в верхней части Барселоны, созданный Антонио Гауди в 1900-1914 годах. Представляет собой сочетание садов и жилых зон.

Дом БатльО — «Дом Костей» — жилой дом. Наиболее замечательной особенностью дома Батльо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, так и в оформлении интерьера. Фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.

СагрАда (СагрАда Фамилия) — Храм Святого Семейства — церковь в Барселоне, в районе Эшампле, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 г., знаменитый проект Антонио Гауди. Один из самых известных долгостроев мира.

ТибидАбо — гора на территории муниципалитета Барселоны (512 м). На склонах горы расположен парк Тибидабо со обзорной башней и аттракционами. На вершине построен храм Святого Сердца, несущий на своей вершине статую Иисуса Христа.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *