Стихи о Эдгаре Дега

Стихи о Эдгаре ДегаЕго картины, —
Даже той поры,
Где будет Он
Полуслепым и старым,
С годами, может быть,
Утратят цвет…

Иль более расплывчат
Станет фон…

Но будут все они
Наделены
Такой динамикой и внутренним
Их жаром,
Что тот, кто создавал их, —
Должен был
Быть выхолощен
И опустошён!..

Константинов Вадим

*****

Всё, что давно
Ему знакомо:
И мир волшебный
Ипподрома…

И танцев мир,
Что в свой черёд,
Не меньше манит
И влечёт…

Должно на холст пролиться,
Всё же…

Чтоб балерин «лучилась»
Кожа!..

И конских крупов,
Ног и грив
Коснулась кисть,
Их оживив!..

Константинов Вадим

*****

«Четыре танцовщицы» Эдгара Дега

Движения танца — они мимолетны,
Изменчивы позы во время «полета».
А вот освещенье софитами сцены
Заставит немного продлить нам мгновенья.

В софитах с лучами зеленым и красным
Мешаются краски, цветам неподвластны.
И красный теперь переходит в зеленый,
И снова — обратно, и снова, и снова!

Меняются пятна, как в калейдоскопе,
Вы двух одинаковых здесь не найдете.
Они на холсте прописались по жизни,
Мгновения, сущность импрессионизма.

Казанцева Елена

*****

«Четыре танцовщицы» Эдгара Дега

Великолепны «чудо-птицы».
Такое разве что приснится.
Порхают словно мотыльки,
Так изумительны, легки.
Не плоть и кровь,а некий «пух».
От танца замирает дух.
И целый день все па да па…
И прав, конечно, был Дега.
На полотне изобразил.
— Любуйтесь все! Я мир открыл!

Ярина Елена

*****

«Прима-балерина» Эдгара Дега

Звезда!
Она одна парИт над сценой!
Едва
Коснувшись, вмиг взлетит мгновенно!
Следа?
Ты не увидишь даже тени.
Вся светится в порыве вдохновенья.

Дега — поклонник танца страстный!
Танцовщица — пленительно-прекрасна!
Она как будто из другого мира,
Где каждая способна стать кумиром.

Казанцева Елена

*****

«Прима-балерина» Эдгара Дега

Весь театр сцене рукоплещет,
А посредине балерина.
Овация из зала хлещет.
Незабываема картина.

Конец балетного спектакля.
Все за кулисами артисты.
С ногами длинными, как цапля,
На сцене прима из солистов.

Поклоны очень грациозно
В зал примадонна отпускает.
Так танцевала виртуозно,
За что цветы и получает.

Она с поклоном за кулисы
Идет балетною походкой,
Где верные друзья актрисы
Все восхищаются красоткой.

А занавес поднялся снова
И снова слЫшны крики «браво».
Она вновь танцевать готова
Для утвержденья своей славы.

Но стихнут всё ж аплодисменты,
И выйдет публика из зала.
Она ж в своих апартаментах
Поймет лишь, как она устала.

Ханин Борис

*****

«Эдуард Мане и его жена Сюзанна» Эдгара Дега

Дега представил нам портрет Мане Сюзанны —
Жены его приятеля Мане.
Она играет на рояле неустанно.
Муж смотрит на неё. И нет важней

Тех нежных звуков, что доходят до дивана,
Где развалившись слушает супруг.
Дега, картину эту, где сидит Сюзанна,
Мане в подарок отдаёт, как друг.

Изображение лица его супруги
Почти совсем не нравится Мане.
Он холст и ножницы берет в «лихие» руки
И обрезает холст по ширине,

В нём оставляя лишь фигуру на диване,
Принадлежавшую теперь ему.
Дега, увидев этот холст, в негодованье
Уходит, хлопнув дверью посему.

Придя к себе домой, к Мане он отсылает
Подаренный недавно натюрморт.
Друзья помирятся. Но вот никто не знает,
Что с натюрмортом тем произойдёт.

Он назывался очень даже просто — «Сливы»,
И был подарком от Моне — Дега.
Простым был этот холст, обыденно-красивым.
Об этом напишу в других строках.

Ханин Борис

*****

«Певица с перчаткой» Эдгара Дега

Мы будто слышим звук, что из гортани,
Несётся вверх, куда направлена рука.
Над залом звуки голоса летали
И растворялись наверху у потолка.

Дега, сидящий в это время в зале,
Следил за тем, как прима открывает рот,
В наигрубейшем творческом запале,
Неделекатнейше и нежно издаёт

Грудные звуки разных красок, силы,
Что характерно для певичек в кабаре.
В восторге он от песенок игривых,
От поведения на сцене при игре.

Возможно ли «нарисовать их голос»?
Дега пытался дать ответ на сей вопрос.
Нарисовать, как ротовую полость?
Изобразить, как двигаются щеки, нос?

В его картине вовсе нет пространства.
И глубины в его картине вовсе нет.
Фигура женщины и для контраста —
Цветные полосы, что создают эффект

Материализации звучанья,
Не отвлекая всё вниманье от лица
Поющей, деталей очертания.
За ним следим мы все невольно без конца.

Ханин Борис

*****

«У модистки» Эдгара Дега

Любая женщина в Париже,
Во времена Дега, без шляпки
Казалась обществу бесстыжей.
К модистке мчалась без оглядки,

Чтоб выбрав шляпку помоднее,
Пройтись по улицам Парижа,
Вниманье обратить быстрее
Во имя своего престижа.

Произвести фурор. Возможно,
Занятья не нашлось сложнее,
Чем нам себе представить можно.
Для женщины оно — важнее.

Какими только ни бывают
Эти шляпки. Расцветок разных.
И дамы головы теряют
От форм, цветов разнообразных,

Что предлагает им модистка:
С вуалью шляпы и с цветами,
Для модницы и гимназистки.
Как бабочки над головами

Они кружатся и порхают,
Садясь на головы прелестниц,
Их украшая, восхищают
И выделяют среди сверстниц.

Сидит мадам, облокотившись
На стол.В руках терзает шляпку.
Примеркой трудной насладившись
Различных шляп, что по порядку

Висят на вешалках пред нею.
Какую взять из этих шляпок?
Купить все сразу не сумеет
Из денег — лишь один задаток.

Ханин Борис

*****

«Балерина и женщина с зонтом» Эдгара Дега

Она смотрела на пустую стену,
Как будто сцену видела опять.
И жизнь, и роли вместе. Дни и тени
Её кружили, не давали спать.

Была она Марией и Одеттой,
Авророй — пробуждённым волшебством,
Слезою вечной юности — Джульеттой…
Губам сухим — молитва, вздох ли — стон.

О, пусть хотя бы краткий луч мгновенья
Ей возвратит горячий рампы свет
И обогреет слава незабвенно,
И убежит проклятье стылых лет!

А мы танцуем жизнь — своё бессмертье —
Беспечный танец, радугу. Никто
Не вспомнит — есть стена с неяркой дверцей
И ключ в руке с девизом: «Что потом?!»

Даллия Рухам

*****

«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега

Выпорхнула стайка
Юных балерин,
Розовые чайки —
Ветры пелерин.

Переливы талий
В пережитый день —
Солнечных италий
Тёплая сирень.

В стае подсмотрели
Развороты птичьи,
Пролетели трели
По рукам девичьим.

Сколько сил в полёте,
Сколько юной песни!
Что меня зовёте?
Я не ваш кудесник.

Болгов Анатолий

*****

«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега

О, вдохновения порыв! Как устоять
Перед соблазном красоты цветущей?!
Вы будете, как нежная мечта, порхать,
С изяществом, лишь вам одним присущим!

В движеньи жарком танца плавится душа,
И сердце замирает безрассудно,
О, голубые мотыльки, едва шурша,
Вы невесомы, движетесь так чудно!

К искусству вечному преграды не закрыть!
И век картины долог, словно песня,
И «Голубые танцовщицы» будут жить,
Пока художник миру интересен…

Элла Гоник

*****

«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега

И вся в голубом. Знаком?
Прекрасна кругом. О ком
Рисуешь мелком даль,
Где всё в голубом.

Как будто мельком речь.
Изящество форм сберечь.
И над камельком стечь
Слезой восковых свеч.

Небрежный мазок. Синь.
Язык, как песок — сгинь.
Прими этот мир, отринь
Сатиров, богинь.

Юровский Юрий

*****

«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега

Скользящим взглядом быстро очерчу
Твой стан. И возвращаюсь вновь и вновь,
К плечам пологим, чувственным рукам,
Что в танце мне расскажут про любовь.

Твои подруги — дивно хороши!
Кружат с тобою в танце голубом.
Художник, будто красками души
Им жизнь продлил на полотне льняном!

Стармоусова Елена

*****

«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега

В васильках луговых полотно,
Всюду платья из синего ситца,
Танцовщицы затмили панно,
И у каждой в мечтах лишь одно –
У гримерки — господ вереницы…

Растревожены сонные «пчелки»,
Надушиться бы, локон прижать
Голубой и изящной заколкой,
Распрямить на бретельке оборку,
Нос припудрив, с усмешкой сказать
Злую колкость такой же девчонке…

Их желаньям не видно конца,
Побыстрее стать чьей-то «звездою»,
И с «дежурной» улыбкой порою,
Облачившись в боа, и с лихвою
Снова лгать, упиваясь игрою,
За спиною богатого старца-глупца…

Ханум Ирина

*****

«Абсент» Эдгара Дега

Бывает в жизни и критический момент,
Когда так тянет на хмельной абсент.
Когда понятен и полыни горький вкус,
Который облегчает сердца груз.
Когда нигде не видно выхода при том,
И видишь выход лишь один — в хмельном.
Она изрядно выпившей сидит в кафе.
Ей безразлично все так «под шафе».
Пред ней очередной бокал, а в нём абсент —
Довольно веский в жизни аргумент.
А рядом с ней мужчина с трубкою сидит,
Имея красный глаз и трезвый вид.
Пред ним бокал, а в нём напиток мазагран,
Ведь он в похмельном деле ветеран.
Похмелья все симптомы убирает прочь
И пьющему всегда готов помочь.
Стоит графин наполненный простой водой
Ей разбавляется абсент порой.
На столике кафе лежит газет стопа.
Читает пусть пришедшая толпа.
Ни ей и ни ему совсем не до газет.
Что в них написано им дела нет.
Они ушли в себя и мир их отрешён.
Ещё бокал и «праздник» завершен.
Уж наступило утро, и его рассвет.
Готовит души их для новых бед.

Ханин Борис

*****

«Гладильщицы» Эдгара Дега

Г*нушаться их трудом нельзя.
ГЛ*ядеть на них легко и просто.
ГрА*ницу провести нельзя
МежД*у сегодняшним и прошлым.
Душа И*змотана у них,
Как сиЛ* им не хватает часто!
Их жизнЬ* трудней, чем у других.
Нужна поЩ*ада для несчастных.
И для одной И*звестен путь,
Когда в душе Ц*арит раздолье:
Поспать, увЫ*, вина хлебнуть.
P.S. Так поправляют все здоровье

Ханин Борис

*****

«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега

Г*лаза и прелесть женских тел,
ПО*рыв движенья, вдохновенье
СоЛ*ьются. Мастер так сумел
Всё У*ловить в одно мгновенье.
ГолуБ*изны приятный цвет.
На мотЫ*льков они похожи,
Когда слЕ*таются на свет.

Т*огда их лучше не тревожить
КА*к труппа вся спектакля ждет
ПоН*ятна всем им трудность танца.
С лиЦ*а не скоро пот сойдет.
Не скО*ро жди на нем румянца.
Полно В*олнений у кулис.
А как неЩ*адно сердце ноет.
Подъём прИ*дет, когда на «бис»
Для них всю сЦ*ену вновь откроют.
Такие вот мечтЫ* порою.

Ханин Борис

*****

«Танцевальный класс» Эдгара Дега

Т*онА оливкого цвета и золотистые тонА
ТА*лантливо в картине дополняют охру светом.
КоН*ечно, множеством других цветов палитра в ней полна.
РасЦ*ветка разная здесь выглядит одним букетом.
РождЕ*нию холста Дега сподвиг к балету интерес
И этим В*осхитил заказчика своей картины.
На ней бА*лет представлен был, как трудный творческий процесс,
Когда боЛ*ит спина, при том, от множества рутины.
Такая тенЬ* усталости на лицах юных балерин:
Урок балетН*ый долгий очень, отнимает силы.
А этот перерЫ*в, обьявленный, пока ещё один,
На пользу и поЙ*дет для отдыха девчат игривых,

К*оторые ведут себя почти совсем, как мотыльки
В Л*есу: так беззаботно все порхают в белых пачках,
А зА*мечания учителя для них порой горьки.
Кто С*лушает его с большим вниманьем, слезы пряча,
ПочёС*ывыет спину — та, другая — поправляет бант.
P.S. И лишь наставник знает только: у кого из них талант.

Ханин Борис

*****

«Танцевальный класс» Эдгара Дега

Картина эта у Дега была, как результаТ*
Его влюбленности в балет. И это неспростА*.
В пластичном танце балерин на фоне разных сцеН*
Искал он новые мазки и ракурс. НаконеЦ*
Картина маслом удалась, как говорят, вполнЕ*.
Народ достойно оценил, картину посмотреВ*.
Балетный класс, идет разбор: оценка всем данА*,
Преподаватель, как всегда, азы напоминаЛ*.
Одни смотрели на него, другим же было ленЬ*.
Они собой увлечены среди учебных стеН*:
Кто правил бант на голове, не видя в том винЫ*,
Кто на рояле, сидя так,чесался за спиноЙ*,

Кто поправлял рукавчик свой, поднявши локотоК*,
Кто вынув веер красный свой, перед собой махаЛ*,
К то делал вид, что знает все — подальше от грехА*.
Здесь на картине все как есть, без всяческих прекраС*.
В ней с интересом смотришь все и весь балетный класС*.

Ханин Борис

*****

«Женщина в тазу» Эдгара Дега

Обычная картинка. Холст.
Там женщина в тазу
Стоит в сей миг не в полный рост —
Согнувшись, а внизу

Мочалка, что в руке её,
Полощется в воде,
Чтобы продолжилось мытье
Ног, торса и … везде.

По форме тела — молода.
Не видно, жаль, лица.
Не худощава, но стройна.
Она — не для юнца.

Мытьем своим увлечена,
Не видит просто нас.
Не замечает с полотна
Наш любопытный глаз.

И тело голое её
В картине, как контраст
С портьерой, тазом, простыней
Художник передаст.

И передаст всю глубину
Пространства у холста
Приёмом, свойственным ему —
Пастельные тона.

Ханин Борис

*****

«Жокеи перед стартом» Эдгара Дега

Кипят здесь страсти. Бьют копытом кони.
Жокеи на конях напряжены.
Старт очень скоро. Кто кого обгонит?
Они на старте все почти равны.

Лоснятся крупы лошадей под солнцем,
А гривы их в косу заплетены.
В жокее каждом — мужество гасконца.
Их взгляды лишь вперёд устремлены.

Все смотрят зорко на судью на старте.
В руке тот держит стартовый флажок.
Жокеи все и зрители в азарте.
И в напряженье каждый скакунок.

На фоне облачного небосвода
Жокейки разные поверх голов
У всадников, как в кораблях на водах,
Различны, словно краски парусов.

Мы будто слышим сдержанное ржанье,
Стоящих в ожиданье лошадей,
Их громкий храп и шумное дыханье,
Как что-то шепчет на ухо жокей.

А зрители шумят и просят зрелищ,
Расположившись возле на песке.
Ничем такие гонки не заменишь.
Спокойное лишь море вдалеке.

Ханин Борис

*****

«Перед экзаменом» Эдгара Дега

Экзамен — тревожное слово.
Оценку труду здесь дают.
Не все к испытанью готовы,
Когда перед ним предстают.

Всегда обстановка нервозна
И нужно собой совладать.
С волнененьем справиться сложно,
Но нужно его побеждать.

Экзамен артисток балета,
Как видно, еще впереди.
В воздушные пачки одеты.
А сердце так бьется в груди.

Идет подготовка к спектаклю,
А как же волнуются все.
И кажется силы иссякли,
И так раздражает сосед.

А мышцы ноги затекают.
Одна,растирая, молясь,
Общаться с Творцом успевает,
Изящно к ноге наклонясь.

Другая артистка балета
Как будто в молебне стоит:
Опущены плечи при этом,
Под ноги безвольно глядит.

А рядом две славных старушки
Спокойно беседу ведут.
Сплелись языками болтушки,
Начала экзамена ждут.

Все этим старушкам знакомо:
Профессией их был балет.
Волненье им так же не ново,
Но,правда, прошло много лет.

Ведь знают, что выйдя на сцену,
Умением будут блистать
Танцовщицы две. Неприменно,
Их также цветы будут ждать.

Ханин Борис

*****

«Урок танца» Эдгара Дега

«Утёнок гадкий» перед нами
У перекладины стоит.
Он с неокрепшими ногами
В балетном па почти парит.

Его лицо всё ж некрасиво.
К тому трудом измождено.
Совсем не выглядит счастливым.
Скорее грустное оно.

Повтор бесчётный упражнений,
Нотации учителей
И усложнение движений
Не делают лицо светлей.

А штатный аккомпаниатор
(На скрипке «пилит» музыкант —
Мелодий всех импровизатор)
Рождает будущий талант.

Он здесь, но мыслями летает
С мелодией так далеко.
И он прекрасно понимает:
Что «лебедем» стать не легко.

Задумчивость мелодий этих
«Утенка» покоряет. В такт
Он па мелодии ответил,
Произведя «балетный шаг».

Как много будет повторяться
Каскад движений разных форм?
Как долго будет заниматься
Чтоб танец вышел целиком?

Никто не знает. Ведь в балете
Достичь вершины мастерства
Одно из трудных дел на свете
Задача эта непроста.

«Утенок лебедем» прекрасным
Все ж станет, нужен только срок.
Труды, быть может, не напрасны,
И продолжается урок.

Ханин Борис

*****

«Мисс Лала в цирке Фернандо» Эдгара Дега

Звучит барабанная дробь.
На тросе спускают зубнИк.
Берётся он в рот. Её бровь
Не дернется даже на миг,

Когда поднимают её
Под купол за этот вот трос
В довольно опасный полёт.
Бесстрашную, как альбатрос.

За трос лишь зубами держась,
Вращается будто юла
И в вальсе степенно кружась,
Оваций уж гром сорвала.

Потом перешла на «шпагат»,
Полет продолжая вверху,
И аплодисментов раскат
Несется туда, к потолку.

«Шпагат» переходит в другой,
Загадочной птицы полёт,
С закинутой вверх головой,
По кругу свершая облёт.

Вот бабочкой в прожекторах
Под куполом цирка парит.
Мгновенье — уже на ногах
Она на арене стоит.

Сверкает артистки наряд
Серенево- бледный с шитьём.
Из золота нити блестят,
Как капли под солнцем, на нём.

Весь цирк покорила Лала.
Дыханье своё затаив,
Все смотрят, тараща глаза.
Настолько был номер красив.

Цвет купола цирка-оранж
С зелёной покраской внизу,
Как фон, на котором кураж
И смелость дают новизну.

Ханин Борис

*****

«Оркестр оперы» Эдгара Дега

Оркестра дружный коллектив
Вооружённый инструментом
Играет заданный мотив.
Ещё не до аплодисментов.

Играет партию фагот,
Флейтист напевно повторяет,
В звук превращая знаки нот.
И нежной трелью покоряет.

И скрипки ласково поют
Мелодию вслед за фаготом.
За сердце, за душу берут
Изящным в звуке поворотом.

Грудной виолончели глас
Слух наш невольно покоряет,
Меняя музыки окрас,
Дурманит, даже опьяняет.

А контрабас чеканит ритм,
Как метроном в кругу мелодий.
В звучанье вносит колорит
И своё место в нём находит.

И арфа, чей волшебный звук,
На звоны хрусталя похожий,
Игрой ласкает, нежит слух
Как будто слышится звук Божий.

На сцене весь кордебалет,
Одетый в пачки так сияет,
Что равных им в оркестре нет.
Но это тех не огорчает.

Они с мелодией сошлись,
Играют так проникновенно,
Что танцы с музыкой слились
В одном порыве дерзновенном.

Ханин Борис

*****

«Ария собаки» Эдгара Дега

Она, действительно, похожа на собаку,
Стоящую в кафешантан на задних лапах.
Порода таксы малой с вытянутой мордой
И с шоколадным цветом кожи благородной.
Имеет, как у славной таксы, темперамент
Горячий. Выступление её — экзамен
Не только для артистки — также для пришедших
В кафешантан, за столиком места нашедшим.
Она поёт шансон и песенки блатные,
На злобу дня и очень даже разбитные.
Её, как таксу, гордость также распирает.
Она поёт с душой, но в душу не пускает.
Она уверенна в себе, в своём таланте.
Поёт раскованно, легко здесь на веранде
К другим, себе подобным, будто та же псина,
Высокомерна и при том невыносимо.
К друзьям своим относится с большим почтеньем
И пользуется их к себе расположеньем.
Закончив песню петь, ждёт лакомый кусочек,
Как такса та — без ожиданий и отсрочек.
И получает тут же взрыв аплодисментов,
Шум одобрения и массу комплиментов.
И получив, что ей положено за вечер,
Уходит, «хвост задрав», до следующей встречи.

Ханин Борис

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *