Стихи о Густаве Климте

Стихи о Густаве КлимтеТрепеща созерцаешь твое присутствие
в золоте осенних берез,
в игре грациозных «Водяных змей»,
в изменчивых отражениях геометрии строений.
Энергия твоих экстатических объятий
соразмерна мощи «Девятой симфонии» Бетховена.
Поэтичное сказание библейских сюжетов
таинственно в роскоши неоднозначности.
Жизнь и смерть аллегорически сплетены
вечным танцем сна, томления и пресыщенности.
И ты царишь в образе страдающего Адама,
признающего первенство Евы,
создатель непревзойденного сплава
чувственности и декоративного богатства.

Якорева Наталья

*****

«Поцелуй» Густава Климта

Скала, усеянная мелкими цветами.
А на краю ее стоит влюбленных пара.
Они в объятиях друг друга. И устами
Стараются постичь своей любви пожара.

Их мир всего с размер цветочного уступа.
А смысл его лишь в эротическом экстазе.
Ее уста свободны, тело недоступно
Еще для плотской, чистой их любовной связи.

Они сливаются в единую фигуру,
Благодаря одеждам золотым, богатым,
Имеющим у каждого свою фактуру,
Благодаря чему фигуры обе внятны.

Он возвышаясь, доминирует над нею.
Она же на коленях перед ним покорно
Стоит в его объятиях, совсем не смея
Пошевелиться. И с улыбкой очень скромной

Воспринимает его пылкие объятья.
А ступни ее ног покоятся над бездной,
Как признак полной неустойчивости счастья,
Ведь поцелуй его вселяет лишь надежды

На долгую любовь, привязанность и счастье.
Он ведь до губ ее еще не дотянулся,
Быть может здесь намек уже на разногласья,
С которыми любовник наш уже столкнулся.

Решает много поцелуй незавершенный.
Пока любовники погружены друг в друга.
Для них двоих вопрос любви почти решенный:
Им не до пропасти и им не до испуга.

Ханин Борис

*****

«Поцелуй» Густава Климта

Обнявшись, стоят на коленях,
Предавши себя волшебству,
И в магии света и тени
Даруют нам всем красоту

Любовно-благого объятья
И сладкого трепета рук,
И скрытого складками платья
Дуэта сердечного стук.

Мне кажется нежно-сусальной
Флоральная роспись одежд,
И дивной музыкой венчальной
Томящая замкнутость вежд.

Всмотрись в этих рук соплетенье
И в светлый, божественный лик,
И вновь испытай наслажденье
В волнующий, радостный миг;

Прими откровенье причастья
К чужой, но небесной любви,
Чтоб снова наполнились счастьем
Все мысли, все чувства твои…

Постой пред картиной подоле,
Душой молодея своей,
И пусть ощущение боли
От бега всех прожитых дней

Уйдёт, испарится, растает,
Хотя б на мгновенье, на час,
Пусть дивным алмазом сияет
Всё то, что ты видишь сейчас:

И то, как ему уступает
Она в этот сладостный миг,
Как плющ вечноюный врастает
В златые одежды двоих…

Пастушка

*****

«Поцелуй» Густава Климта

Стоим на краю обрыва
Поцелуй на щеке искрится
Это нашей любви отрывок
Книги большой страница

Ногами в цветах утопаю
В лиловых, синих и алых
Мы в ласке себя купаем
Мы рады как дети малые.

Ты нежно коснулся щек
И лоб увенчал диадемой
Из нежных цветов венок.
Из тех, что растут в Эдеме

Сплетаются наши руки
Обвивают плющом шеи
Касаешься кожи упругой
Любимой своей ворожеи

Вокруг золотая дымка
Осела на складках одежды
Укрыла зари косынка
Нас радостью безмятежной

ОбнЯло бронзовой пудрой
Нас бережно и уютно
Достигли мы этим утром
Гармонии абсолютной

Морковные губы лелея
Меня прижимаешь крепче
А вот уже небо бледнеет
И наступает вечер

Застыли как воска капли,
Как в янтаре насекомые,
В лучах карамели заката
В объятьях цветов лиловых.

Флориана

*****

«Адам и Ева» Густава Климта

Грехопадение случилось.
Он утомлен. Она в восторге…
Кто виноват? Так получилось.
И оба с мыслями о Боге.

Адам сперва был создан Богом,
А Ева — из ребра Адама.
Их грех не кажется пороком.
И всем довольна эта дама.

На полотне фигура Евы
На фоне тела ее мужа.
Она уже совсем не дева
Он ей сейчас совсем не нужен.

Его фигура где-то сзади.
Лицо уставшее мы видим
У ней — улыбочка во взгляде.
Пред нами в обнаженном виде.

Фигура светится покоем,
В глазах ее полно лукавства.
И тело белое нагое,
По существу, собой прекрасно.

Прикрыты ноги у Адама
Цветастой шкурой ягуара.
Грехопадение — не драма,
Доказывает эта пара.

Адам наш из земли был создан,
А потому он в темном цвете.
А Еве белый цвет был отдан,
У ног цветы в большом букете.

Рука растворена в Адаме:
Его ребро в ее созданье
Использовал Творец в программе
Сотворенья мироздания.

Как символ душ обьединенье —
Уход ее руки в Адама.
Картина — это восхищенье
Красою, как эпиталама.

Ханин Борис

*****

«Девы» Густава Климта

Беспечно спит младая дева,
Раскинув руки, голову склонив.
Она невинна, словно Ева,
Еще плодов запретных не вкусив.

Ей снится множество подружек,
В невинности своей, что жизнь ведут.
Их хоровод довольно дружен.
Ее в нем с нетерпеньем также ждут.

А старость ей совсем не снится.
Она еще юна — не до нее.
Лишь зрелость только к ней стучится
И вскорости уже возьмет свое.

Прикрыты ноги одеялом,
Конгломерат спиралей и цветов, —
Свидетельство того: настало
Уж время думать также про любовь.

История здесь превращенья
Из девы в женщину. Она мила,
Далекая от прегрешенья,
И лишь недавно только расцвела.

Для Климта женщины, как символ,
Источник вечной жизни на земле.
Он укрывает их красиво
Накидкой со спиралями везде.

Спираль, как плодородья символ.
Бессмертья, бесконечности мотив,
Наполненный житейской силой
И необъятным видом перспектив.

Все женщины парят на ложе,
На облаке из красочных цветов.
Судьба их тоже очень схожа.
Объединяет — зрелость и любовь.

Ханин Борис

*****

«Молодая женщина» Густава Климта

Что снится женщине, божественно-природно
воздевшей руки-крылья к изголовью,
с движеньем ног предельно-откровенным
в расслабленность?
Сокрыто в складках пледа
блаженство сна-желания, мгновенья,
в котором отданность не знает сожаленья,
а только — вдохновенье, вдохновенье…

Хафизова Наталия

*****

«Портрет женщины» Густава Климта

У ней чувствительные губки.
Глаза способные любить.
В устах ее белеют зубки.
Их прелесть можно ощутить.

На лбу высоком видны брови,
Имея форму черных дуг.
Глаза большие, носик строгий,
Прически пышной полукруг,

Как черный нимб лик обрамляет.
Овал лица к себе манИт.
Бант черный блузу отделяет
От образа, что так пленит.

Обилие на блузе складок
Лишь оживляет сей портрет,
Не раскрывая тех загадок,
Ответов для которых нет.

Ханин Борис

*****

«Золотая рыбка» Густава Климта

Плывет рыбешка по делам
Среди трех женских тел.
Как эротичны их тела,
Коль разглядеть сумел.

Здесь сочетание нашли:
Над и подводный мир.
Три девы тело оголив,
Себя не осрамив,

Плывут русалками в воде
Средь водорослей,волн.
Две — наверху, одна — на дне.
Две создают лишь фон:

Одна из них — своей спиной,
Другая — тем, где грудь.
А третья — с рыжей головой,
Сумела повернуть

К нам голову, Ее лицо
Лишь выражает смех.
Она глядится с наглецой
И ей плевать на всех.

А телу полному ее
Копна больших волос
Шик эротизма придает.
«Что, съел?» — ее вопрос.

Ханин Борис

*****

«Девушка с голубой вуалью» Густава Климта

Голубая вуаль. Зелень луга под ней.
Может озера гладь васильковых теней.
Может это не луг, а цветной сарафан,
Что девица сняла, обнажив грудь и стан.

Может девушка та с рыжей кипой волос,
Сердцем всем влюблена, ей совсем не спалось.
И ласкали ее обнаженную грудь,
И стонала она, прошептав: «Не забудь!»

Уходя от нее два цветка подарил,
В кипу рыжих волос он цветки поместил.
Были вместе они. Были он и она.
Вместе ночь провели, было им не до сна.

Наступил все ж к утру расставания миг,
Он все силы собрав, к ее телу приник.
И поняв, наконец, что безумно устал,
«Ты прекрасна, любовь!» — нежно ей прошептал

И ушел торопясь. И глядела во след
Дева с милым лицом. Но надежды в нем нет,
Что вернется герой, будет с ней, наконец,
И, обнявши ее, поведет под венец.

Ханин Борис

*****

«Маковое поле» Густава Климта

Маковое поле — яркий гобелен.
Сочетанье линий и различных пятен.
Впечатляет быстро, забирая в плен
Кавалькадой красок. Светел и приятен.

Маковый цветочек — символ красоты,
Молодости женской и очарованья.
В сон глубокий вводят яркие цветы
Вплоть до отключенья ясного сознанья.

Словно время встало, прекратилась жизнь.
Забываешь все о прошлом, настоящем.
В пеструю палитру краски все слились,
Яркими цветами на холсте бурлящей.

Желтый,белый, синий дополняют цвет
Красный — на поляне средь созвездья маков,
Вместе оставляя реверсивный след,
Уходящий вверх с букетом ароматов.

Маковое поле создает объем,
Медленно в свои затягивая сети.
Словно бы гуляешь по нему живьем,
Аромат вдыхая на просторах этих.

Ханин Борис

*****

«Дама с веером» Густава Климта

Прекрасно ее белое плечо:
Обнажено упавшим кимоно.
Контрастен цветом головы пучок.
А грудь ее увидеть не дано.

Она закрыта веером цветным,
Который держит нежная рука.
От тела веет чем-то неземным.
И мыслями отсюда далека.

Не замечает, что обнажена.
Ей нечего бояться. О того
Она почти ничем не стеснена.
Скрывать она не хочет ничего.

Изгибы тела сексуальны все.
На полотне собой ласкают взгляд.
Очарованье в женственной красе.
Прекрасен ее красочный наряд

Какая мудрость, отрешенность в ней,
В улыбке, что заметная едва.
В плену она фантазии своей,
В мечтах ее погрязла голова.

Она в мечтах погружена в тот мир,
Где расцвели прекрасные цветы,
Которые художник сотворил,
Рисуя женщину своей мечты.

Ханин Борис

*****

«Березовая роща» Густава Климта

Вот и осень взялась за работу.
Отразил на холсте ее Климт,
Щедро с ней поделив позолоту,
Что в березовой роще лежит.

То с пристрастием краски мешает,
То в смущенье отступит на шаг,
Не простую задачу решает
Чародей и художников маг.

И усилья собрав воедино,
Варианты, раздумья, пути
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести.

В ней стволы у березы белеют,
Выделяясь на фоне листвы.
Что лежит на земле и желтеет —
Составной элемент красоты.

Береста на стволах потемнела
Кое-где зеленеет и мох.
Видно старость деревья задела,
Ей не каждый противиться смог.

Подросли молодые березки.
И они уж стоят без листвы,
Лишь весною оденут сережки,
Как убранство своей головы.

Голубеют цветы-одиночки,
Продолжая свой жизненный путь.
До зимы получили отсрочку,
Чтоб у ней на пороге уснуть.

Глубиной привлекает картина,
Чередой достигая стволов.
Жизнь лесная здесь неукротима,
Все докажет весенний покров.

Ханин Борис

*****

«Обнаженная истина» Густава Климта

Женщина, что с волосами рыжими,
Публику дразнила и смущала.
Осуждая наготу бесстыжую,
Критика, конечно, возмущалась,

Отмечая наготы безнравственность,
Полотно совсем не понимая.
В нем художник очень даже явственно
Сущность истины всей раскрывает.

Лишь взглянуть на свое отражение
Венской публике он предлагает.
Изменить о картине суждение
Тех, кто просто ее отвергает.

Мы такие же, как эта женщина,
С круглым зеркалом, что перед нами.
В поведенье своем переменчива
Без одежды точь-в-точь, как мы сами.

Она смотрит на нас, усмехается,
Даже с некоторым превосходством.
Без желанья пред нами раскаяться,
В убеждении всем нашим сходством.

И висит над ней цитата Шиллера
О таланте, зле и об искусстве.
Не о том, что популярность гибельна,
А о том, что дело все во вкусе.

Ханин Борис

*****

«Водяные змеи» Густава Климта

Его дотошность к женскому началу:
Грудь с розовым соском и рыжий клок волос
Что на лобке. Вид ягодиц овалов.
Упругость у бедра он тоже преподнес.

С холодной красотой лица, с чертами
Славянскими и с рыжею копной волос
На голове, змей водяных представил.
Впервые нам таких увидеть довелось.

Змеи четыре собраны в гирлянду.
То женщины, которые в воде плывут.
И, кажется, колышутся взаправду.
Их плоские тела еще к себе влекут.

Но думаю, когда мы их коснемся
Весьма прохладных, скользких, нежных, длинных тел,
Уверен, что с гирляндой не сольемся.
Так могут только змеи, это их удел.

Воды стихия будто их сроднила:
Похожи друг на друга плоские тела.
В них кровь холодная бежит по жилам.
Не ждешь от них улыбки, ласки и тепла.

Тела бледны и пятнами покрыты,
В ракУшках шевелюры и цветных камнях.
Картина дышит ярким колоритом,
Неординарностью своей к себе маня.

Ханин Борис

*****

«Бетховенский фриз» Густава Климта

Звучит Девятая симфония Бетховена
И возникает Климта фриз перед глазами,
Как воплощенье дивной музыки в диковину —
Декоративный пояс из картин. Пред нами

Три составные части фриза. Нам представлены:
Часть первая — «Тоска по счастью». Часть вторая —
«Силы враждебные», что против тех направлены,
Кто на земле живет, их всюду угнетая,

«Искусство, хор Ангелов Рая» — у творения
Так называется часть третья. Части фриза
Явились ярким результатом вдохновения,
Которым каждый элемент картин пронизан.

Глядишь на Климта фриз и чувствуешь волнение.
Как будто звуки полотно все пропитали
С бетховенской симфонией в прикосновении.
Торжественные звуки мощно зазвучали

В первой части фриза, где человек страдающий,
В молитвах неустанных просит себе счастья,
Златого рыцаря на битву направляющий,
Чтобы покончить с злою силой в одночасье.

Две женщины, что рядом с ним при провожании
В сражение со злом и очень черной силой —
Победа (Слава) и конечно Сострадание,
Желают рыцарю, судьба чтоб пощадила.

«Силы враждебные» меняют настроение:
Они опасны своей мощью и упрямством.
Горгоны три, кто вызывает отвращение —
Болезнь, безумие и смерть, полны коварства.

Тифон, как персонаж из мифов древнегреческих,
Своею силою характера известен,
Сравним лишь с силами огня и силой нечисти,
С ним не поспоришь, торг всегда с ним неуместен.

А справа женщины представлены, как символы
Невоздержания, излишества и страсти,
Живут среди людей. Но в сути этих стимулов
Заложены источники людских несчастий.

Особняком стоящая фигура женщины
Символизирует тоску у человека.
Она опасна так же, как в сосуде трещина,
И может даже сделать из него калеку.

Где царствуют во всем блаженство и поэзия?
В картине, где «Искусство, Хор ангелов Рая».
Холстом представлены во фризе, как возмездие
Всем силам зла, всем тяготам, их вспоминая.

В нем передан мир светлой радости божественной,
В котором властвует поэзии блаженство.
Здесь Божьи Искры представляют лишь две женщины,
А хор из ангелов — их Радость, совершенство.

В объятиях крепких застывшие влюбленные,
На фоне Радости глядятся органично.
И звуком Ангельского хора опьяненные,
Хотя и без голов от счастья. Все логично.

Победа здесь добра над злом провозглашается.
Ведь Одой радости назвал ее Бетховен
Здесь звук в палитру ярких красок превращается.
И Климта фриз, что видим мы, все ж бесподобен.

Ханин Борис

*****

«Поцелуй» Густава Климта

Обычный серый, мрачный день
промозглой питерской зимы.
Твой «Поцелуй» на площади
соборной — он меня заворожил.
Под золотым дождем — манил
прикосновеньем нежности и
ярким солнечным лучом.
То знак — там ангел рядом был,
согрел и чувством одарил…
Установил запрет на отречение —
вневременное наслаждение и
упоенье чарами земной любви,
на берегах Дуная и Невы!
Тот «Поцелуй» остался на века,
и не забыть желанный привкус
сладострастии на устах.
По улочкам, каналам, площадям
мы вновь с тобой пройдем —
когда-то счастье улыбнулось нам!
Под звуки скрипки и тенистых,
парковых аллей твой «Поцелуй»
напомнит нежность ярких дней!

Беккер Ольга

*****

«Надежда 1» Густава Климта

Искажена фигура плодом.
Ведь женщина ребенка ждет.
Придет пора успешных родов
Лишь девять месяцев пройдет.

Взгляд этой женщины спокоен.
Над животом лежит рука,
Оберегая плод. Ведь трое
За ней — смерть, ужас и тоска.

Она обнажена, и тело
Представлено на полотне.
Прическа прибрана несмело,
Окраса рыжего на ней.

Венок цветов все завершает.
На нас направлен женский взгляд.
Как будто бы сказать желает:
«Мне все равно, что говорят!»

Терпение сквозит во взгляде,
У матери, что ждет дитя.
Она готовится к награде,
Познав все трудности житья.

Смещенная фигура вправо,
На темном фоне полотна,
Не сразу всем пришлась по нраву,
Когда на смотр была дана.

Полна картина созерцаний,
В ней много женственных начал:
Начало жизни, ожиданий.
Гимн женщине в ней прозвучал.

Ханин Борис

*****

«Портрет Адели Блох-Бауэр 1» Густава Климта

Пред нами женщина, которая струится
Шалью, расширяясь от рук к ее ногам.
Фигура эта же, стараясь с креслом слиться,
Пространством ограничена, что видно нам.

Свободного пространства на ее портрете
Нет снизу, нет его над женской головой.
Нам может даже показаться, что заметен
Срез головы ее с чернявою копной.

И волос черный, рот ее большой и красный
В контрасте с нежным телом бледно-голубым.
Рук, прочно сцепленных ее, изгиб бесстрастный
Быть может понят, как превратности судьбы.

Холст разделен на вертикальные две части.
От нас, что слева, то намек на интерьер.
Что справа — Адель в обтягивающем платье,
С наброшенною шалью на простой манер.

На всей одежде разноцветные узоры
Из беспорядочно написанных глазков
И треугольников. Иные переборы
В отсутствии в холсте теней, полутонов.

Блох-Бауэр у Климта заказал картину
Эту — своей жены по имени Адель.
Шаг сделан был лишь по одной простой причине:
Климт разделял с его женой свою постель.

Но Бауэр — еврей придумал наказанье
Обидчику его, которым был сам Климт.
Картиной он решил ускорить расставанье
Любовников и этим разрешить конфликт.

Он Климту предложил значительную сумму
За нарисованный его жены портрет.
Климт тут же согласился, видя денег уйму.
Любовница и деньги. Почему же нет?

Климт создавал портрет почти четыре года
Здоровье становилось хуже у Адель.
Курила очень много. Прочие невзгоды
Не позволяли с Климтом разделять постель.

Стараниями Климта были все довольны:
Любовники пресытились друг другом вдруг.
Блох-Бауэр при том стал знаменит невольно:
Через портрет жены известным был вокруг.

Ханин Борис

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *