Эта книжечка моя про моря и про маяк — Владимир Маяковский

Эта книжечка моя про моря и про маяк - Владимир МаяковскийРазрезая носом воды,
ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные,
гонят лодки парусные,
Вечером,
а также к ночи,
плавать в море трудно очень.
Все покрыто скалами,
скалами немалыми.
Ближе к суше
еле-еле
даже
днем обходят мели.
Капитан берет бинокль,
но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно —
даже берега не видно.
Закружит волна кружение,
вот
и кораблекрушение.
Вдруг —
обрадован моряк:
загорается маяк.
В самой темени как раз
показался красный глаз.
Поморгал —
и снова нет,
и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо —
все суда
заплывайте вот сюда.
Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой
каждый вечер,
ближе к ночи,
на маяк идет рабочий.
Наверху фонарище —
яркий,
как пожарище.
Виден он
во все моря,
нету ярче фонаря.
Чтобы всем заметиться,
он еще и вертится.
Труд большой рабочему —
простоять всю ночь ему.

Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
исключительное
стекло увеличительное.

Всем показывает свет —
здесь опасно или нет.
Пароходы,
корабли —
запыхтели,
загребли.
Волны,
как теперь ни ухайте, —
все, кто плавал, —
в тихой бухте.
Нет ни волн,
ни вод,
ни грома,
детям сухо,
дети дома.

Кличет книжечка моя:
— Дети,
будьте как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу.
Чтоб сказать про это вам,
этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
дядя
Маяковский.

Владимир Владимирович Маяковский, 1926 год

Анализ стихотворения Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк»

что интересна и увлекательна не только профессия моряка (о ней чаще всего мечтают дети), но и скромная профессия смотрителя маяка, без которого плохо бы пришлось кораблям в море, когда в море «шторм и вой». В стихотворении нет ярких событий, «видимого» движения в развитии сюжета, тем не менее при чтении его слушателя не покидает ощущение драматизма, напряженности. Это достигается прежде всего построением стихотворения.

Маяковский. используя двустишие, придает стихам особый драматизм, рисует постепенное нарастание трудностей, с которыми можно столкнуться в море: здесь и «ветры яростные», и «все покрыто скалами, скалами немалыми», корабли «еле-еле даже днем обходят мели». Опасность так велика, что, если «закружит волна кружение, вот и кораблекрушение». Внутренняя напряженность стиха несколько спадает, когда поэт говорит о маяке, о его назначении. Наконец, в конце второй части этот драматизм уступает место спокойной уверенности в том, что кораблям не страшно в бухте, путь к которой указал им маяк:

Волны, как теперь ни ухайте, — все, кто плавал, — в тихой бухте. Нет ни волн, ни вод, ни грома, детям сухо, дети дома. Стихотворение заканчивается взволнованным обращением Маяковского к детям: Дети, будьте как маяк! Всем, кто ночью плыть не могут, освещай огнем дорогу. Тема маяка вырастает в разговор о смысле жизни человека, о необходимости своим трудом служить людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *