Пришли и славословим покорненько
тебя, дорогая взятка,
все здесь, от младшего дворника
до того, кто в золото заткан.
Всех, кто за нашей десницей
посмеет с укором глаза весть,
мы так, как им и не снится,
накажем мерзавцев за зависть.
Чтоб больше не смела вздыматься хула,
наденем мундиры и медали
и, выдвинув вперед убедительный кулак,
спросим: «А это видали?»
Если сверху смотреть — разинешь рот.
И взыграет от радости каждая мышца.
Россия — сверху — прямо огород,
вся наливается, цветет и пышится.
А разве видано где-нибудь, чтоб стояла коза
и лезть в огород козе лень?..
Было бы время, я б доказал,
которые — коза и зелень.
И нечего доказывать — идите и берите.
Умолкнет газетная нечисть ведь.
Как баранов, надо стричь и брить их.
Чего стесняться в своем отечестве?
Владимир Владимирович Маяковский, 1915 год
Анализ стихотворения «Гимн взятке» Владимира Маяковского
Стихотворение «Гимн взятке» написано в далеком 1915 году, но по его прочтении создается впечатление, что оно написано в наши дни. Сатирический характер произведения очевиден. Автор описывает не только обобщенный образ взяточника и всеобщий, масштабный характер этого позорного явления, но и агрессию, направленную против борцов и обличителей взяточничества.
В. В. Маяковский использует следующие средства художественной выразительности:
- метонимию — «заткан в золото» — перенос по смыслу делает образ взяточника ярким и запоминающимся;
- эпитеты — «дорогая взятка», «убедительный кулак», «газетная нечисть» — являются точными характеристиками и очеловечиванием явлений;
- инверсию — «пришли и славословим все», «посмеет с укором … весть», «взыграет мышца», «умолкнет нечисть», «не смела вздыматься хула», «надо стричь … их», «умолкнет нечисть… ведь» — она позволяет выстроить гармоническую рифму и выделить последнее слово каждого сообщения;
- метафору — «глаза весть с укором» в значении «следить с осуждением»;
- архаизмы и лексику высокого стиля — «десница», «славословие», «хула», «вздыматься»;
- на контрасте с ними автор использует элементы просторечия — «весть (вести, следить взглядом)», «разинешь рот»;
- олицетворения — «мышца взыграет», «Россия наливается, цветет и пышится», «хула не смела вздыматься»;
- сравнения — «Россия … прямо огород», «стричь, как баранов» — отражающие отношение — и пренебрежительное, и лицемерное — к собственной стране и народу;
авторский неологизм — «пышится (становится пышной)»; - риторические вопросы — «… видано где-нибудь?..», «Чего стесняться?..» — отражают степень безнаказанности и наглости взяточников;
- симплоку (повторение слов в смежных стихах при разных начале и конце) — «…стояла коза и лезть … козе лень» — выделяет ключевое понятие — козу как природного потребителя зелени — и отсылает к идиоме «козел в огороде»;
- цитирование — «А это видали?» — реализующее угрозу обличителям;
- многочисленные ряды однородных членов — «наливается, цветет и пышится», «мундиры и медали», «коза и зелень», «идите и берите», «стричь и брить»;
- фразеологизм — «им и не снится»;
- парцелляцию — «… разинешь рот. И взыграет…», позволяющую выделить каждое предложение;
- эллипсис — «которые — коза и (которые) зелень» — определяющий понятия-антагонтисты — персонаж стихотворения обещает разъяснить — кто есть кто;
- перечислительную градацию — «наливается, цветет, пышится»;
- перифраз — «стричь и брить» в значении брать взятки.
Частотность личных местоимений придает стихотворению нотки доверительности. Уменьшительный суффикс в слове «покорненько» отражает горечь иронии большого поэта.
Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.