Гражданская война — Максимилиан Волошин

Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.

Другие — из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.

В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.

В других — лишенных всех корней —
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский —
Надрыв и смута наших дней.

Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле…

В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Pазмыкать и продать врагам:

Cгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.

И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Максимилиан Александрович Волошин, 21 ноября 1919 года, Коктебель

Анализ стихотворения «Гражданская война» Максимилиана Волошина

Стихотворение «Гражданская война» было написано в ноябре 1919 года, когда напряжение гражданского конфликта в революционной России достигло своего максимума. Ужасы братоубийственной войны стадии поводом для создания Волошиным целого цикла стихотворений, и «Гражданская война» стала одним из самых ярких, наиболее полно отразивших боль поэта и гражданина.

М. А. Волошин принципиально занимал нейтральную позицию, всеми силами пытаясь постичь правду обеих враждующих сторон, что и отражает стихотворение. Произведение большого мастера полно удивительных выразительных средств, свойственных творческой манере Волошина, это:

  • ряды однородных членов предложения — «из подполий, ссылок, фабрик, рудников», «гнев, жадность, хмель», «размыкать, продать, сгноить, бесчестить, пожрать, сжечь, высосать» — предельно реалистично изображающие и причины, и страшные последствия войны;
  • олицетворения — «отравленные волей и дымом», «хмель не потух», «разнуздать стихию», «ревущее пламя», «дух жив», «война вдохнула»;
  • эпитеты — «горький дым», «темная воля», «дворянские гнезда», «степной разгульный дух», «буржуазное зло», «мещанский рай», «мрачный хмель», «жадная стая», «золотые великолепия», «великие фетиши (предметы поклонения, духовные ценности)»;
  • метафоры — «хмель разгула», «надрыв и смута дней», «дым городов», «возносят бред», «гниль (в значении «факторы, приводящие к развалу, разлагающие») империй»;
  • синекдоха — «дух Разиных и Кудеяров (символы русской вольницы и разбоя)», «дух столицы», «освобождать Москву», «сковать Россию», «крадется хищник стаей», «светлые пролетариаты», «великолепие жнитв (жнивья — сжатые поля)»;
  • синтаксический параллелизм — «весь цвет, вся гниль, все золото, весь тлен», одновременно оформляющий ряд однородных членов предложения;
  • оксюморон — «рай на земле», «научные суеверия»;
    контекстуальные антонимы — «степной — тлетворный», «одни — другие», «сковать — разнуздать»;
  • перифраз — «бесчестить небеса»: употребляя слово «небеса», поэт подразумевает духовное, высокое, небесное, все то, что свято для любого русского человека — традиции, историю, память предков, величие огромной страны, понятия о чести;
  • инверсия — «силами своими», «из рядов военных», «братьев убиенных», «не потух хмель», «жив дух», «крадется хищник», «стаей жадной», «России неоглядной», «ее пшеницы груды» — выделяет главное слово каждый фразы и обеспечивает рифму;
  • эллипсис — «другие — (появились) из рядов военных», «в других — (жив) тлетворный дух»;
  • цитирование — «Кто не за нас — тот против нас», причем цитата содержит эпифору, которая создает акцент на местоимении «мы»;
  • парцелляция — «…против нас. Нет безразличных…» выделяющая каждую часть;
    архаизмы — «погост», «убиенные», «доселе».

Упоминание классиков русской литературы — Толстого, Чехова, Достоевского, разоренные дворянские гнезда (отсылка к И. С. Тургеневу) — является обращением к духовным скрепам, завуалированным призывом к гуманизму русского народа.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *