Гремела музыка, горели ярко свечи,
Вдвоем мы слушали, как шумный длился бал.
Твоя дрожала грудь, твои пылали плечи,
Так ласков голос был, так нежны были речи,
Но я в смущении не верил и молчал.
В тяжелый горький час последнего прощанья
С улыбкой на лице я пред тобой стоял,
Рвалася грудь моя от боли и страданья,
Печальна и бледна, ты жаждала признанья…
Но я в волнении томился и молчал.
Я ехал. Путь лежал передо мной широко…
Я думал о тебе, я всё припоминал,
О, тут я понял всё, я полюбил глубоко,
Я говорить хотел, но ты была далёко,
Но ветер выл кругом… я плакал и молчал.
Алексей Николаевич Апухтин, 22 июля 1858 года
Анализ стихотворения «Гремела музыка, горели ярко свечи…» Алексея Апухтина
Стихотворение «Гремела музыка, горели ярко свечи…» написано в 1858 году двадцативосьмилетним поэтом. Видимо, в этот период происходило осмысление первого посетившего его глубокого чувства, не получившего, однако, продолжения. Произведение проникнуто грустью и характерной для А. Н. Апухтина меланхолией.
Небольшое по объему стихотворение наполняют такие средства художественной выразительности:
инверсия — «гремела музыка», «горели свечи», «длился бал», «дрожала грудь», «пылали плечи», «ласков голос был», «нежны были речи», «рвалася грудь» — выделяя существительные, стоящие в конце фраз, фиксирует внимание читателя на отражаемых ими понятиях;
олицетворения — «дрожала грудь», «пылали плечи», «рвалася грудь» — отражают душевное смятение героев, делают чувства персонажами стихотворения, «ветер выл» — подчеркивает отчаяние лирического героя, которое всегда безотчетно охватывает любого при этом звуке;
анафора — «твоя … грудь, твои … плечи», «так ласков…, так нежны…», «я думал, я припоминал», «я понял, я полюбил, я хотел говорить» — позволяет сделать акцент на личности и эмоциях героини и героя;
эпитеты — «ласков голос», «нежны речи», «тяжелый горький час»;
многосоюзие — «но ты была далеко, но ветер выл…» — повторяющийся противительный союз подчеркивает необратимость свершившегося;
умолчания: «жаждала признанья…» — подчеркивает тот факт, что девушка не могла проявить инициативу и ждала ее от лирического героя, «ветер выл кругом…», «путь лежал широко…» — отражают вселенское одиночество героя;
антитеза — «я хотел, но ты была далеко».
Краткие формы прилагательных «ласков», «нежны» придают стихотворению черты холодного сожаления. Глагол «молчал» завершает каждую строфу — лирический герой констатирует, что он, неспособный на поступок, упустил время и вместе с ним упустил свое счастье.
Мы не знаем, по какой причине лирический герой не открывает любимой своего сердца — они не веселятся на балу, а пассивно наблюдают за тем, как длится бал и танцуют другие. Но он открывает душу своему читателю — обилие личных местоимений придает стихотворению исповедальный характер. Создается впечатление, что воспитанный обожаемой мамой поэт с тонкой душевной организацией просто не позволил себе стать счастливым.
Лирический герой не нашел для любимой нескольких прощальных слов, зато душевные переживания А. Н. Апухтина вылились в драгоценные строки, пополнившие сокровищницу русской классической литературы.
Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.