Иней — Борис Пастернак

Иней. ПастернакГлухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.
Ты завтра очнешься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять.
Опять эти белые мухи,
И крыши, и святочный дед,
И трубы, и лес лопоухий
Шутом маскарадным одет.
Все обледенело с размаху
В папахе до самых бровей
И крадущейся росомахой
Подсматривает с ветвей.
Ты дальше идешь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Здесь инея сводчатый терем,
Решетчатый тес на дверях.
За снежной густой занавеской
Какой-то сторожки стена,
Дорога, и край перелеска,
И новая чаща видна.
Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.
И белому мёртвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даёшь».

Борис Леонидович Пастернак, 1941 год

Анализ стихотворения «Иней» Пастернака

Пастернака часто называют самым сложным поэтом минувшего века. Его стихи нельзя просто прочитать, их надо исследовать. Чтобы дойти до сути, к чему стремился и сам поэт. «Иней», написанный в трагический момент нашей истории, не мог не нести мрачных ожиданий и предчувствий.

Поэт. Время. Жизнь

Как рождаются стихи не знают и сами творцы. Если и искать доказательств бытия Божия, то лучшего не найти. Поэты нужны Создателю, как его глас. Не вопиющий в пустыне, а пророческий. Призывающий к пониманию сути вещей.

Таков и иней. Заурядное природное явление, агрегатное состояние воды. И все? Пастернак доказывает: не все, и не так. Чувство опасности, неизбежных перемен, противоположных покою и постоянству возникает с первой строфы.

Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

То, что Пушкин называет «очей очарованьем» у Пастернака глухота и прощание. Отчего так? Сравним времена и события. Болдинская осень одного и Переделкинская другого явления разного порядка. 1941 год ничем не мог очаровать, зато все вокруг было пропитано тревогой.

Но поэт не поддается панике и призывает к этому других: «Расстраиваться не надо, у страха глаза велики.» Из падающих листьев, гусей, улетающих в неведомую даль — из мелких деталей бытия — рождается философия оптимизма: «Порядок творенья обманчив, как сказка с хорошим концом».

Философские обобщения действительности есть отличительная черта стихов Пастернака. Чему не следует удивляться, ведь он мог стать философом. Мы получили бы неплохого ученого, но лишились гениального поэта.

Почему «Иней»?

В самом деле. Если ты пишешь о чем-то, изволь рассмотреть его подробно и со всех сторон. Но в стихотворении заглавное слово появляется всего раз и то мимоходом:

Ты дальше идёшь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Здесь инея сводчатый терем,
Решётчатый тёс на дверях.

Оно похоже на мазок кисти художника, который придает смысл всему произведению. Иней это начало и преддверие зимы и надежд. Тонкое покрывало, откинув которое попадаешь в терем со спящей царевной. Она проснется и все станет другим.

За чудеса, в которые надо верить, за надежды, которые обязательно сбудутся поэт признателен инею:

Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даёшь.

Тот, кто хоть раз прочел стих до конца, проникся его смыслом, наверняка присоединится к этим словам. Окружающее и обыденное станет немного другим. Добрее, светлее, лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *