Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле — Александр Блок

Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле.
Во мгле, что со мною всегда на земле.
За то, что ты светлой невестой была,
За то, что ты тайну мою отняла.
За то, что связала нас тайна и ночь,
Что ты мне сестра, и невеста, и дочь.
За то, что нам долгая жизнь суждена,
О, даже за то, что мы — муж и жена!
За цепи мои и заклятья твои.
За то, что над нами проклятье семьи.
За то, что не любишь того, что люблю.
За то, что о нищих и бедных скорблю.
За то, что не можем согласно мы жить.
За то, что хочу и смею убить —
Отмстить малодушным, кто жил без огня,
Кто так унижал мой народ и меня!
Кто запер свободных и сильных в тюрьму,
Кто долго не верил огню моему.
Кто хочет за деньги лишить меня дня,
Собачью покорность купить у меня…
За то, что я слаб и смириться готов,
Что предки мои — поколенье рабов,
И нежности ядом убита душа,
И эта рука не поднимет ножа…
Но люблю я тебя и за слабость мою,
За горькую долю и силу твою.
Что огнем сожжено и свинцом залито —
Того разорвать не посмеет никто!
С тобою смотрел я на эту зарю —
С тобой в эту черную бездну смотрю.
И двойственно нам приказанье судьбы:
Мы вольные души! Мы злые рабы!
Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди!
Огонь или тьма — впереди?
Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?
Вдвоем — неразрывно — навеки вдвоем!
Воскреснем? Погибнем? Умрем?

Александр Александрович Блок, 17 августа 1906 года

Анализ стихотворения «Ангел-хранитель» Александра Блока

Поэтический текст был создан летом 1906 г., в третью годовщину бракосочетания Блоков. Сохранился автограф с посвящением супруге Любови Дмитриевне, которая считается прототипом центрального образа стихотворения.

«Мгла» — так определяет художественное пространство текста лирический субъект. Окружающей тьме противостоит фигура Ангела-хранителя, которая играет разными ликами: «светлая невеста», сестра, дочь и жена.

В первой строке декларируется любовь героя к своему Ангелу, а ниже возникают подробные объяснения причин высокого чувства. В числе последних — тайна, объединившая двоих, предчувствие «долгой жизни», неясные ощущения скованности и околдованности. Ряд родовых факторов заканчивается романтической категорией «проклятья семьи».

Отталкиваясь от разногласий в личных предпочтениях, лирический субъект переходит к социально-нравственным характеристикам: сострадание к униженным соседствует в душе героя с презрением к малодушным и жаждой возмездия, которое должно покарать тиранов.

Следующий эпизод занимает самокритика: слабость и смирение потомка «рабов» противопоставляются силе и «горькой доле» Ангела.

Тему двойственности судьбы подготавливает антитеза зари и «черной бездны». За ней следует более эмоциональный контраст между «вольными душами» и «злыми рабами». Несовместимые категории парадоксальным образом объединяются в лирическом «мы». Эффект катахрезы поддерживают четыре риторических восклицания, противоречащих между собой по содержанию.

В финале появляется череда риторических вопросов: неверные очертания будущего вызывают комплекс тревожных предположений. Лирический субъект видит лишь один надежный ориентир, островок постоянства среди зыбких ускользающих пространств. Преодолевать препятствия они будут вдвоем с Ангелом, «навеки» и «неразрывно». Завершающая строка, которая строфически выделена на фоне двустиший, возвращает читателя к неизвестным перспективам будущего.

Динамичная и экспрессивная интонация стихотворного текста сочетается с метафоричностью и характеризуется использованием лексики разных стилей — высокого и сниженного бытового. Обилие анафор — прием, напоминающий стилистические принципы лермонтовской «Молитвы» 1829 г. Два произведения объединяет стремление лирического «я» путем самоанализа определить свое жизненное и поэтическое кредо. Лермонтовский герой декларирует потребность быть свободным в жизни и творчестве, герой Блока не мыслит судьбы без своего многоликого ангела.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *