Любовь — одна — Зинаида Гиппиус

Любовь - одна - Зинаида ГиппиусЕдиный раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь — одна.
Мы негодуем, иль играем,
Иль лжём — но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна — любовь одна.
Однообразно и пустынно
Однообразием сильна
Проходит жизнь… И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном — бесконечность,
Лишь в постоянном глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа — верна,
И любим мы одной любовью…
Любовь одна, как смерть одна.

Зинаида Николаевна Гиппиус, 1896 год

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Любовь — одна»

Стихотворение «Любовь — одна» написано в 1896 году. Свободный брак с Д. Мережковским, безусловный талант и страстная натура обусловливают появление у З. Н. Гиппиус множества замечательных стихотворений.

Произведение является своеобразным нравственным манифестом поэтессы, ломавшей общественные стереотипы, и включает следующие выразительные средства:

  • олицетворения — «волна вскипает», «сердце не может», «жизнь сильна»;
    инверсию — «вскипает волна», «проходит жизнь», «жизни длинной», «любим мы»;
  • ряд однородных членов предложения — «негодуем, играем, лжем» — призваны раскрыть все многообразие человеческих чувств;
  • эллипсис — «в неизменном — (содержится, находится) бесконечность, в постоянном — (находится) глубина»;
  • антонимы — «дальше — ближе», «жизнь — смерть»;
  • лексика высокого стиля — «вечность», «бесконечность», «душа», «негодуем»;
    метафоры — «тишина в сердце», «вскипает пеной» — помогают создать яркие образы;
  • метонимию — «платим кровью» — перенос значения происходит на основе близости понятий: кровь как высшая ценность и цена всего;
  • многосоюзие — «и путь, и вечность, и все»;
  • аллитерацию (использование однокоренных слов) — «любим мы одной любовью… Любовь…», «верная душа верна», «однообразно …, однообразием…»;
  • синтаксический параллелизм — «Мы негодуем…», «Мы не изменяем…», «…мы платим…», «любим мы…»;
  • умолчания: «любим … одной любовью…» — скорее констатирует необходимость чувства, питающего творчество, чем его постоянство, «…однообразием сильна, проходит жизнь…» — невольное признание быстротечности жизни, необходимости хоть каких-нибудь устоев, основ, постоянства, озадачивающее автора;
  • эпифоры — «любовь одна, всегда одна», «душа одна, любовь — одна» — призваны создать акцент на ключевом слове;
    сравнение — «любовь … , как смерть…»;
    стык — «…изменой: измены нет…».

Слово «единый» употребляется в значении «единственный». Местоимение «мы» обобщает чувства З. Н. Гиппиус — она уверена в своей правоте. Слово «одна», завершая каждую строфу, является эффектным рефреном произведения и громкой декларацией мнения молодой амбициозной поэтессы.

Думается, волна как символ свободной стихии очень эффектна, но в данном контексте этот прием неубедителен. Поэтесса начинает стихотворение интересной аналогией, которая отрицает ее же посыл: каждая конкретная волна уникальна и неповторима, но в целом они во множестве приходят друг другу на смену. Жизнь показала, что так случалось и со смыслами, которые вкладывала изобретательная Гиппиус в понятие любви. Сосредоточившись на нем, поэтесса не уточняет объекты своего чувства. Она явно разделяет две стороны любви, оправдывая личные поиски острых ощущений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *