Сквозь пыльные, желтые клубы
Бегу, распустивши свой зонт.
И дымом фабричные трубы
Плюют в огневой горизонт.
Вам отдал свои я напевы —
Грохочущий рокот машин,
Печей раскаленные зевы!
Все отдал; и вот — я один.
Пронзительный хохот пролетки
На мерзлой гремит мостовой.
Прижался к железной решетке —
Прижался: поник головой…
А вихри в нахмуренной тверди
Волокна ненастные вьют; —
И клены в чугунные жерди
Багряными листьями бьют.
Сгибаются, пляшут, закрыли
Окрестности с воплем мольбы,
Холодной отравленной пыли —
Взлетают сухие столбы.
Андрей Белый, 1904 год, Москва
Анализ стихотворения «На улице» Андрея Белого
Конец XIX — начало XX века в истории ассоциируется с бурным развитием промышленности. Повсюду открываются заводы, фабрики, которые обеспечивают экономику новыми товарами, а людей — рабочими местами и заработком. Однако не всё, что связано с производством, можно считать только благоприятным и безопасным. Часто вместе с расширением индустрии приходило и разрастание городов, ухудшение экологической обстановки на окрестных территориях.
Такие негативные последствия развития промышленности были заметны не только специалистам по охране природы. Многие деятели культуры — композиторы, писатели и художники, обращали внимание на то, что индустриализация несёт не только добро. Одним из таких неравнодушных дальновидных людей был Андрей Белый. В своём стихотворении «На улице», написанном в 1904 году, он выразил тревоги, связанные с разрастанием фабрик и заводов в стране.
В этом произведении автор выступает в качестве лирического героя. Он рассказывает о своей жизни в городе, которая напоминает скорее бесконечную погоню среди препятствий и опасностей, нежели спокойное существование в комфортных условиях. Первая же строка бросает читателя в самую гущу событий: герой мчится по улицам, окунаясь то в серые, то в жёлтые облака, испускаемые бессчётными трубами автомобилей и заводов.
Атмосфера в произведении пугающая. Для описания города поэт использует ядовитые краски — жёлтый, ярко-оранжевый (в эпитетах «огневой горизонт», «раскалённые зевы»), серый и чёрный. Повсюду клубятся ядовитые испарения. Страшная картина дополняется ужасающими звуками. Их автор описывает в таких эпитетах, как «грохочущий рокот», «пронзительный хохот». Всё это заставляет протагониста, да и читателя, стремиться спрятаться, защититься от агрессивной стихии хотя бы с помощью зонта.
Автор упоминает, что он «отдал все напевы». Думается, речь идёт о том, что некоторое время до описываемых событий, поэт, как и многие другие, с энтузиазмом приветствовал, воспевал промышленную революцию, которая обещала значительно улучшить жизнь обычных людей. Но нововведения оказались противоречивы. Заводы и фабрики стали выбрасывать в воздух токсичный пар, который поэт наделяет эпитетом «сухие столбы холодной отравленной пыли». Новый транспорт оказался травмоопасен. Потому-то герой в отчаянии пытается спрятаться. Поэт применяет здесь анафору
Прижался к железной решётке —
Прижался…
Кажется, будто автор в поисках защиты готов приникнуть к стволу могучей берёзы, но вместо душистого дерева он находит лишь безжизненный металл. Подобное противопоставление встречается снова — «клёны в чугунные жерди багряными листьями бьют». Чувствуется, что поэт хотел бы вернуться в прошлое, когда эти металлические леса ещё не выросли на его родной земле, но поздно. С помощью градации «Сгибаются, пляшут, закрыли…» он показывает, что назад пути уже нет.
Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.
И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!