Обидная любовь — Эдуард Асадов

Обидная любовьПробило десять. В доме тишина.
Она сидит и напряженно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна,
Вдруг позвонит любимый, вдруг придет?!

Пусть вечер люстру звездную включил,
Не так уж поздно, день еще не прожит.
Не может быть, чтоб он не позвонил!
Чтобы не вспомнил — быть того не может!

«Конечно же, он рвался, и не раз,
Но масса дел: то это, то другое…
Зато он здесь и сердцем и душою».
К чему она хитрит перед собою
И для чего так лжет себе сейчас?

Ведь жизнь ее уже немало дней
Течет отнюдь не речкой Серебрянкой:
Ее любимый постоянно с ней —
Как хан Гирей с безвольной полонянкой.

Случалось, он под рюмку умилялся
Ее душой: «Так преданна всегда!»
Но что в душе той — радость иль беда?
Об этом он не ведал никогда,
Да и узнать ни разу не пытался.

Хвастлив иль груб он, трезв или хмелен,
В ответ — ни возражения, ни вздоха.
Прав только он и только он умен,
Она же лишь «чудачка» и «дуреха».

И ей ли уж не знать о том, что он
Ни в чем и никогда с ней не считался,
Сто раз ее бросал и возвращался,
Сто раз ей лгал и был всегда прощён.

В часы невзгод твердили ей друзья:
— Да с ним пора давным-давно расстаться.
Будь гордою. Довольно унижаться!
Сама пойми: ведь дальше так нельзя!

Она кивала, плакала порой.
И вдруг смотрела жалобно на всех:
— Но я люблю… Ужасно… Как на грех!..
И он уж все же не такой плохой!

Тут было бесполезно препираться,
И шла она в свой добровольный плен,
Чтоб вновь служить, чтоб снова унижаться
И ничего не требовать взамен.

Пробило полночь. В доме тишина…
Она сидит и неотступно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна:
Вдруг позвонит? А вдруг еще придет?

Любовь приносит радость на порог.
С ней легче верить, и мечтать, и жить.
Но уж не дай, как говорится, бог
Вот так любить!

Эдуард Аркадьевич Асадов, 1962 год

Анализ стихотворения «Обидная любовь» Эдуарда Асадова

Произведение «Обидная любовь» Эдуарда Аркадьевича Асадова — рассказ об одном грустном позднем вечере из жизни влюбленной женщины.

Стихотворение датируется 1962 годом. Поэту исполнилось 39 лет, популярность его поэзии уже набирает силу, начались творческие встречи с читателями, поездки по всей стране, одна за другой выходят книги. В жанровом отношении — любовная лирика, рифмовка смешанная, перекрестная, охватная, 12 строф. Лирическая героиня — женщина, тщетно ожидающая встречи. «Ей не до книг и не до сна»: строка, отсылающая во времена, когда люди в свободное время читали книги. Мучительный внутренний монолог героини, оправдывающий любимого человека. Самый настоящий любовный плен, но вовсе не такой уж и приятный. Оказывается, для отсутствующего героя она — всего лишь «дуреха и чудачка». Он «сто раз ее бросал», но возвращался, потому что нигде его так не ждали, так преданно не заглядывали в глаза. Ее слепая, раболепная любовь кажется ему слабостью, он раз за разом проверяет свою власть над героиней. Поэт живописует яркий портрет героя: хвастлив, груб, прав только он. Сентиментален лишь за рюмкой. «Все же не такой плохой!» — тайна женского сердца. И пусть самообман, унижение, она «сидит и неотступно ждет». Поэт буквально по часам прослеживает этот вечер. Предпоследняя строфа — чуть переиначенная первая. Момент, когда ждать уже бесполезно. «А вдруг еще придет?» В заключительной строфе поэт сравнивает ее любовь с той самой, настоящей, которая приносит «радость на порог», придает силы, а не отнимает. Если чувство тянет на дно, то «не дай Бог» никому вот так любить. Парентеза (конечно, как говорится, случалось). Идиома: как на грех. Перечислительные градации, вереница отрицаний, в том числе, двойных. Анафоры. «Речка Серебрянка»: видимо, та, что протекает на востоке столицы. Динамика сюжета за счет глагольности стиха. Метафоры: включил люстру звездную (еще и эпитет), часы невзгод. Прозаизмы (масса дел). Повторы, усиливающие тревогу героини: вдруг. Лексика разговорная, яркая, интонация меняется — в зависимости от того, кто из персонажей выходит на первый план (она, он, ее друзья, или же сам автор). Привычные для произведений Э. Асадова восклицания, риторические вопросы. Оригинальное сравнение с толикой иронии: как хан с полонянкой.

«Обидная любовь» Э. Асадова — яркий пример драматичной сюжетной лирики поэта.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *