Поэза странностей жизни — Игорь Северянин

Встречаются, чтоб разлучаться…
Влюбляются, чтобы разлюбить…
Мне хочется расхохотаться,
И разрыдаться — и не жить!..

Клянутся, чтоб нарушить клятвы…
Мечтают, чтоб клянуть мечты…
О, скорбь тому, кому понятны
Все наслаждения тщеты!..

В деревне хочется столицы…
В столице хочется глуши…
И всюду человечьи лица
Без человеческой души…

Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота…
Как часто низость благородна
И злы невинные уста.

Так как же не расхохотаться,
Не разрыдаться, как же жить,
Когда возможно расставаться,
Когда возможно разлюбить?!

Игорь Северянин, февраль 1916 года, Москва

Анализ стихотворения «Поэза странностей жизни» Игоря Северянина

Поэза — это устаревшее название стихотворения в литературно-художественной среде начала прошлого века. Стихотворение «Поэза странностей жизни» написано в 1916 году. Оно отражает мрачное прочтение действительности И. В. Северяниным, опирающееся на негативную оценку и собственно человека, и общественных настроений.

Стремительно набирающий популярность поэт, утверждая собственное «я», как будто упустил из виду окружающих. Между тем российское общество предвоенного периода погружалось в глубокий экономический, политический и мировоззренческий кризис, ярко обозначая не лучшие человеческие качества многих представителей интеллигенции.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

антонимы — «встречаются — разлучаются», «влюбиться — разлюбить», «расхохотаться — разрыдаться», «столица — деревня», «красота — уродство», в том числе контекстуальные — «лицо — душа» — описывающие полярные стороны существования;
эллипсис — «…разрыдаться — и (больше) не жить»;
многочисленные умолчания — «клянутся…», «мечтают…», «хочется…», «лица без души…» — приглашают читателя осмыслить сказанное, найти ему объяснение;
риторические восклицания — «…разрыдаться — и не жить!», «наслаждения тщетны!» — отражают накал авторских эмоций;
риторический вопрос — «…как не расхохотаться…?!»;
синонимы — «деревня, глушь»;
лексический повтор — «человечьи лица без человеческой души»;
авторский неологизм — «уродна», то есть уродлива;
инверсию — «есть красота», «злы уста»;
синекдоху — замену понятия по принципу «часть целое» — «уста злы» — автор выделяет рот (губы) человека как средство словесного общения, которое может приобретать любое качество;
ряды однородных членов предложения — «встречаются, влюбляются», «(не) расхохотаться, (не) разрыдаться, не жить»;
лексику высокого стиля — «тщетны», «о, скорбь…», «уста»;
многосоюзие — «и разрыдаться — и не жить» — выделяет каждый член ряда;
аллитерацию — «как же жить» — она создает звуковой акцент, ощущение тревоги;
парцелляцию — «… хочется глуши… И всюду… лица…», которая подчеркивает обособленный фрагмент, стоящий после союза;
оксюморон — «красота уродна», «низость благородна» — используется, чтобы проиллюстрировать всю сложность, трагическую двойственность человеческой натуры.

Частотность безличных глаголов и неопределенно-личных конструкций, не предполагающих субъекта действия, придают изложению безысходность. Автор не может обвинить никого конкретно, но от этого степень его отчаяния лишь нарастает.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *