Полюбил богатый — бедную — Марина Цветаева

Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.
— Где, купец, твоё роскошество?
«Во дырявом во лукошечке!»
— Где, гордец, твои учёности?
«Под подушкой у девчоночки!»
— Где, красавец, щёки алые?
«За́ ночь чёрную — растаяли».
— Крест серебряный с цепочкою?
«У девчонки под сапожками!»
Не люби, богатый, — бедную,
Не люби, учёный, — глупую,
Не люби, румяный, — бледную,
Не люби, хороший, — вредную:
Золотой — полушку медную!

Марина Ивановна Цветаева, между 21 и 26 мая 1918 года

Анализ стихотворения «Полюбил богатый — бедную…» Марины Цветаевой

Композиционным стержнем произведения, созданного в 1918 г., является антитеза. Ее сложную структуру составляет ряд антонимичных пар, контрастность которых подчеркнута средствами пунктуации. В качестве антонимов выступают субстантивированные прилагательные, характеризующие положительные качества героя-«купца» и отрицательные черты его легкомысленной избранницы.

В первой строфе автор формирует пять семантических оппозиций, в которые включаются не только языковые, но и контекстуальные антонимы. Обширный ряд заканчивается оригинальной авторской конструкцией: противопоставляя выдающиеся личные качества гордеца-красавца сомнительному облику «девчонки», Цветаева актуализирует прямое и иносказательное значения лексемы «золотой». Полисемантический эффект поддерживается метафорой, уподобляющей характеристики психологического портрета женского персонажа мелкой монете.

Комплекс строго структурированных художественных средств подчинен единой цели — изобразить нежданную любовь как мезальянс, союз неравный, странный и предосудительный. Его неблагоприятным последствиям посвящен центральный фрагмент произведения. Неосторожный герой заплатит за необдуманное увлечение высокую цену, лишившись своих достоинств: «учености», привлекательности и богатства.

О разрушительной силе неосторожной любви «купца» читатель узнает из диалога, в котором главный персонаж отвечает на вопросы повествователя. Художественный прием восходит к традициям русской лирической песни, глубокое знание которых демонстрирует поэтесса. Логика образного строя, экспрессивность и афористичность — Цветаева творчески перерабатывает лучшие образцы народно-поэтической речи, придавая собственному тексту самобытное звучание.

Процесс потери интеллектуального багажа, привлекательной внешности и имущества представлен при помощи метафорических образов, также соотносящихся с поэтикой фольклора. Связавшись с бесшабашной подругой, пригожий герой лишился своего «роскошества», оставшись с негодным дырявым лукошком, символизирующим лишения материальные и духовные.

Неутешительный итог любовного увлечения оправдывает появление дидактических интонаций, которые набирают силу в финальной строфе. Повторяя сложный антонимичный комплекс, фигурирующий в зачине, автор сопровождает его новой анафорой, глаголом в повелительном наклонении. Поучительный вывод, завершающий стихотворение, напоминает народную пословицу или присловье, завершающее сказку.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *