Посвящение — Зинаида Гиппиус

Небеса унылы и низки,
Но я знаю — дух мой высок.
Мы с тобою так странно близки,
И каждый из нас одинок.

Беспощадна моя дорога,
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога, —
Любовь мою душу спасет.

Если я на пути устану,
Начну малодушно роптать,
Если я на себя восстану
И счастья осмелюсь желать, —

Не покинь меня без возврата
В туманные, трудные дни.
Умоляю, слабого брата
Утешь, пожалей, обмани.

Мы с тобою единственно близки,
Мы оба идем на восток.
Небеса злорадны и низки,
Но я верю — дух наш высок.

Зинаида Николаевна Гиппиус, 1894 год

Анализ стихотворения «Посвящение» Зинаиды Гиппиус

Стихотворение «Посвящение» написано в 1894 году начинающей амбициозной поэтессой двадцати пяти лет. Оно адресовано Д. С. Мережковскому, с которым на то время Гиппиус состояла в браке около пяти лет. Но даже в посвящении близкому человеку Зинаида Николаевна выводит на первый план себя — как всегда, талантливо и увлекательно. Стихотворение обрисовывает и характер отношений супругов, и видение Гиппиус своей духовной миссии.

Использованный в стихотворении оборот «люблю я себя, как Бога» в свое время имел широкий общественный резонанс. Он сделал Гиппиус известной, стал ее «визитной карточкой».

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • инверсию — «беспощадна дорога», «люблю я», «дух наш», «дух мой», «на пути устану», которая создает акцент на личных местоимениях и придает тексту патетические ноты;
  • антонимы — «низки — высок», «близки — одинок» — создают оживляющий изложение контраст;
  • катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) — «странно близки» — лирической героине, как и самой Гиппиус, всегда державшейся отстраненно, непривычно сближение даже с родным человеком;
  • олицетворения — «небеса унылы, злорадны, низки», «дорога беспощадна» — все как один иллюстрируют темноту, враждебность окружающего мира;
    перифразы — «моя дорога» — автор подразумевает жизнь, которая закономерно заканчивается смертью, «идем на восток» — «совершаем духовное восхождение»;
    сравнение — «люблю, как Бога»;
  • эпитет — «туманные дни»;
    ряды однородных членов предложения — «утешь, пожалей, обмани», «устану, начну роптать», «восстану, осмелюсь желать» — состоящие сплошь из глаголов, они наполняют стихотворение действием;
  • лексику высокого стиля — «небеса», «дух», «роптать», придающую речи торжественность, эффектные черты откровения.

Оборот «небеса низки» Гиппиус как непревзойденный мастер слова употребляет в двойном смысле: они покрыты низкой облачностью, туманом и одновременно лишены возвышенного, глубокого содержания. Обилие глаголов повелительного наклонения, выражающих побуждение — «утешь», «пожалей», «обмани» — это одновременно и мольба, и руководство к действию. Частотность кратких прилагательных — «унылы», «низки», «высок», «одинок», «беспощадна», «близки», «злорадны» — придает изложению отвлеченный, безэмоциональный оттенок.

В рамках произведения Зинаида Николаевна противоречит сама себе: отсылка к помощи слабому брату (себе в том числе) — напоминание о заповеданной человеку Богом любви к ближнему. Но ставя в центр мироздания себя, поэтесса отрицает эту идею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.