Приди ко мне — Алексей Кольцов

Приди ко мнеПриди ко мне, когда зефир
Колышет рощами лениво,
Когда и луг и степь — весь мир
Оденется в покров сонливый.
Приди ко мне, когда луна
Из облак в облака ныряет
Иль с неба чистого она
Так пышно воды озлащает.
Приди ко мне, когда весь я
В любовны думы погружаюсь,
Когда, красавица, тебя
Нетерпеливо дожидаюсь.
Приди ко мне, когда любовь
Восторги пылкие рождает,
Когда моя младая кровь
Кипит, волнуется, играет.
Приди ко мне; вдвойне с тобой
Хочу я жизнью наслаждаться,
Хочу к твоей груди младой
Со всею страстию прижаться…

Алексей Васильевич Кольцов, 1829 год

Анализ стихотворения Кольцова «Приди ко мне»

Стихотворение «Приди ко мне» написано в 1829 году. К этому времени поэт имел уже несколько публикаций, пусть и анонимных, и пережил любовную драму, отложившую глубокий отпечаток на все творчество скромного впечатлительного юноши. Невероятно, но двадцатилетний поэт создал произведение, настолько удивительное по красоте слога и силе чувства.

Несмотря на внутренний накал страстей и обилие в тексте глаголов, повествование ровное, спокойное, как описываемый в стихотворении тихий летний вечер. Стихотворение не содержит ни одного лишнего слова, между тем богатство выразительных средств, которые использует молодой поэт, поразительно. Здесь:

лексический повтор «Приди ко мне, когда…», оформляющий страстное желание влюбленного человека — это трогающий душу рефрен всего стихотворения;
инверсия — «покров сонливый», «колышет рощами лениво», «весь я», «с неба чистого», «к твоей груди младой», «восторги пылкие» — используется для выстраивания рифмы;
многочисленные олицетворения — «зефир (ветер) колышет», «мир оденется», «луна ныряет», «любовь рождает» — помогают автору «оживить» одинокий летний вечер в ожидании свидания;
эпитеты — «сонливый покров (и одновременно катахреза — сочетание несовместимых по значению слов, образующих смысловое целое)», «любовны думы», «пылкие восторги», «младая кровь» — отлично передают предвкушение волнующей встречи с любимой;
метафоры — «озлащает (золотит) воды», «в думы погружаюсь» — способствуют созданию образа лунной ночи и описывают внутреннее состояние молодого человека;
обращение — «красавица» — делает акцент на чувствах к девушке;
ряд однородных членов предложения — «кипит, волнуется, играет» — отражает состояние пылкого влюбленного, а также представляет собой пример бессоюзия;
многосоюзие «и луг и степь — весь мир» описывает окружающий мир во всей его полноте;
синтаксический параллелизм — «хочу… наслаждаться, хочу… прижаться»;
умолчание — «со всею страстию прижаться…», которое автор скромно оформляет троеточием, предоставляя читателю самому додумать финал любовной сцены.

Нужно понимать, что оборот «вдвойне с тобой» употребляется в значении «вдвоем с тобой». Отметим, что герой планирует долгосрочные отношения — он мечтает «жизнью наслаждаться». Стихотворение о любви — она дышит буквально в каждом его слове, высветляя чистоту помыслов и целомудрие лирического героя, без сомнения, ассоциированного с самим автором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *