Старость — Николай Заболоцкий

Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она, —
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.

Их речь уже немногословна,
Без слов понятен каждый взгляд,
Но души их светло и ровно
Об очень многом говорят.

В неясной мгле существованья
Был неприметен их удел,
И животворный свет страданья
Над ними медленно горел.

Изнемогая, как калеки,
Под гнетом слабостей своих,
В одно единое навеки
Слились живые души их.

И знанья малая частица
Открылась им на склоне лет,
Что счастье наше — лишь зарница,
Лишь отдаленный слабый свет.

Оно так редко нам мелькает,
Такого требует труда!
Оно так быстро потухает
И исчезает навсегда!

Как ни лелей его в ладонях
И как к груди ни прижимай, —
Дитя зари, на светлых конях
Оно умчится в дальний край!

Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она, —
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.

Теперь уж им, наверно, легче,
Теперь всё страшное ушло,
И только души их, как свечи,
Струят последнее тепло.

Николай Алексеевич Заболоцкий, 1956 год

Анализ стихотворения Заболоцкого «Старость»

Произведение 1956 г., завершающее цикл «Последняя любовь», снимает драматизм интимного переживания, который определял интонационный рисунок предыдущих стихотворений. Умиротворенное, ясное и спокойное настроение приходит на смену круговерти «багрового хоровода», которому уподоблены эмоции влюбленного, страдающего от тревожных предчувствий. Благотворные перемены психологического облика своего лирического героя автор ассоциирует с понятием старости — возрастного периода, когда мудрая душа избавляется от наносного, преходящего, несущего суету и смятение.

В центре образной системы текста — портрет милой пожилой пары, совершающей неторопливые прогулки в погожие осенние дни. Субъект речи не сообщает имена стариков, используя для их обозначения местоимения третьего лица. Лаконичное описание внешнего облика персонажей также выполнено в традиционном ключе: «он» держит в руках палку, «она» — зонт.

Три однородных определения, открывающие зачин, указывают не столько на детали портрета, сколько на особенности поведения, определяемые психологическим типом героев. Именно к нему приковано основное внимание лирического повествователя. Немногословность пары, их мягкие уважительные отношения — качества приобретенные, выстраданные разногласиями молодости и зрелости.

Содержание центральных строф отдаляется от образов главных персонажей, соотносимых с настоящим. Этот фрагмент представляет собой своеобразную предысторию отношений влюбленных. Их совместный путь к духовному просветлению пролегал через конфликты и страдания, преодоление слабостей. Пережитое сплотило пару, открыв ей важнейшую истину: счастье мимолетно, и его приход — не случайность, а результат созидательного труда, выстраивания длительных доверительных взаимоотношений.

Изображая отвлеченное понятие счастья, поэт моделирует его перифразы: «зарница», отдаленный отблеск, «дитя зари». Последний из вариантов является основой для выразительного образа, иллюстрирующего переменчивый характер земной гармонии. Не соблазнившись на заботу и ласку, счастье-всадник выбирает свободу и стремительно удаляется прочь.

Мотив горения служит для описания характеристик внутреннего состояния героев. Спокойное пламя свечи символизирует мудрую старость. Его теплый свет противопоставлен конфликтному периоду жизни — «мгле существованья». Последняя озаряется лишь медленным «светом страданья», который отождествляется со страстями, владевшими лирической парой.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *