Стихи о Феофане Греке

Стихи о Феофане ГрекеИ много ли найдется живописцев
В когорте исторических имен?
Которые смогли, раскрыть нам лица —
В божественный наглядный эталон.
Иконопись, как форма православья
Ведет отчет с открытием церквей,
Писалась по легендам и преданьям
Для веры и спасения людей.
Горели церкви в пламени пожара,
Кочевники сжигали города,
Но, роспись фресок Грека Феофана
На стенах отложилась на века.
Со временем немного потускнела
Работа гениального творца,
Местами краска сильно побледнела,
Остались силуэты, как душа.
Природа тонких линий сохранялась,
Суть выражали сцены бытия,
И взглядам неподвижно раскрывалось
Искусство прикладного мастерства.
Евангелие церкви Цареградской —
Есть древний отпечаток тех времен,
И выглядели образы бесстрастно,
Сюжет был восхитителен и полн.
В Москве Варфоломей дал описанье,
Кто был на самом деле Феофан,
Упоминание открыло дарованье,
Его неподражаемую грань.
Мудрец преславный, грек, иконописец,
Изограф нарочитый, богослов,
Он, несомненно, превосходный живописец,
Ему нет равных в летописи строф.
Руками Феофана роспись сводов
Раскинулась по разным городам,
Философ сделал много для народа,
Привил к душе божественность и храм.
Духовная природа его фресок
Имела свой высокий идеал,
Творил работы с качественным блеском,
Шедевры силой воли создавал.
Он мог отвлечься только на минуту
И вновь к своей работе приступить,
Но, фреска сохраняла облик сути,
Ее уже нельзя ничем затмить.
Обдумывает образы глазами
И видит непременно доброту,
И мудрое встает пред ним лучами,
Он строит неподдельно красоту.
Новаторская хитрость и разумность,
На гране концентрация ума,
Все выраженье принимает остроумность,
Кипит неподражаемо игра.
Традиции искусства Ренессанса
Чуть позже воплотились на Руси,
В рассвете культ религии христианства —
В защиту русских княжеств и земли.
Ведет он роспись храмов и часовен,
Накладывает образно сюжет,
И облик фресок грамотен и строен
Несут они гармонию и свет.
На стенах церкви Спаса — Панторкратор,
Святые лики — прадедов, отцов,
Учитель с библией, как истинный куратор,
Как будто бы владеет тайной слов.
Фигуры столпников живой картиной,
Вот Троица экспрессией легла,
Эмоции духовности и мира
Превыше сил греховности и зла.
И роспись оживает взмахом кисти,
Архангелы парят вокруг Христа,
И молнией духовной светят лица,
От образов исходит чистота.
Широкая манера исполненья
И живопись манерами чиста,
Рождается логичность обобщенья,
А смысл — аллегорией ума.
Улавливаешь точность ясных связей
И кисть творца немеркнущая нить,
И нужно ли еще других оказий,
Чтоб душу для пророка приоткрыть?
На фресках стилизация натуры
Имеет свой художественный шарм,
На книгах старых лет — миниатюры,
Живое поклонение Богам.
Деисусный чин кремлевского собора
Есть тот непревзойденный образец,
Когда живет с творцом сама природа,
Иконостас, как созданный венец!
Москва, написанная также Феофаном
Одна из первых жанровых работ,
Пейзаж был обусловлен божьим храмом,
Предстали своды башен и восход.
Икона Богоматерь — благородна,
Цвет красок очень точно приглушен,
И мягкость цветовых контрастов тона
На общем плане льет прохладный фон.
Знамение с архангелом Гавриилом, —
Луч света выразимою чертой,
Пророчеством является Марии,
Весь образ веет легкой теплотой.
Спаситель грешных душ — благою вестью
И мессии приход над тьмою зла,
Иоанн Предтеча силой поднебесья
Предсказывает рождение Христа.
Стиль мастера суров и беспокоен,
На лицах выступает аскетизм,
И напряжение улавливаем в корне,
Экспрессией развернут драматизм.
Влиянье живописи Грека Феофана
В традициях культуры городов,
Имело исключительность начала
На протяжении последующих веков.
Рисунок незатейлив, органичен
И замысел расписан на стене,
И в каждом силуэте его личность,
Печать страданья в истинной черте.

Валентин Клементьев

*****

Когда я видел воплощенный гул
И меловые крылья оживали,
Открылось мне: я жизнь перешагнул,
А подвиг мой еще на перевале.
Мне должно завещание могил,
Зияющих как ножевая рана,
Свести к библейской резкости белил
И подмастерьем стать у Феофана.
Я по когтям узнал его: он лев,
Он кость от кости собственной пустыни,
И жажду я, и вижу сны, истлев
На раскаленных углях благостыни.
Я шесть веков дышу его огнем
И ревностью шести веков изранен.
— Придешь ли, милосердный самарянин,
Повить меня твоим прохладным льном?

Арсений Тарковский

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *