Стихи о Мавзолее в Галикарнасе

Стихи о Мавзолее в ГаликарнасеМавзолей в Галикарнасе
Поражал архитектурою.
Боги все, что на Парнасе,
Здесь представлены скульптурою.
Царь Мавзол и Артимиссия,
Что была царицей грозной,
Там лежат, земная миссия,
Стала их теперь загробной.
А бывало в колеснице,
Что стоит на крыше каменной, —
В бой неслись подобно птице
На четверке коней пламенных.
А теперь, блистая бронзою,
Кони вздыбились и пенятся,
Царь стоит с царицей грозною,
Погоняет их, не ленится.
По карнизу крыши с фризами,
Статуи стоят огромные, —
Высек скульптор Скопас фрезами —
Горельефы бесподобные.
Амазонки бьются с греками
Не на жизнь, на смерть. Красавицы…
И струится кровь их реками —
Убивать их грекам нравится.
Крыша держится колоннами,
Через них окрестность видится…
Внизу, фризы: бой со стонами —
Все в бою, как будто движется.
Под верандою могильники,
Лестница у основания,
Львы и скачущие всадники,
Охраняют двери здания.
Почти два тысячелетия
Мавзолей стоял и славился.
Нет его уже столетия —
В легендарный мир отправился!

Севрюгин Виталий

*****

Венчает царственная пара
Галикарнасский Мавзолей —
На колеснице чувств пожара
Летит Мавсол с женой своей.

Они на пике пирамиды,
Что устремилась в небеса,
Фасады фризами* увиты —
Шедевров славится краса!

Здесь колоннада и скульптуры,
Тяжеловесность и полёт,
Особый стиль архитектуры
Парадность формам придаёт.

В руинах ныне чудо света —
Творит фантазия поэта…

Петрова Александра
_________________________

* Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

*****

Прекрасен Галикарнас
Прекрасен без всяких прекрас
У побережья расцвёл
Правит там царь Мавсол

Очень могучий и славный
Строит он волей державной
Гробницу себе самому
Так захотелось ему

Закончить увы не успел
Умер среди этих дел
Тело царя сожжено
И в урну помещено

Гробница ж не доведена
Не в лучшем виде она
Но вдова царя Артемис
Сказала жизнь мне не жизнь

Ежели в память супруга
А мы любили друг друга
Гробницу ему не дострою
И урну в ней не упокою

И слову царица верна
Достроила всё же она
Великую эту гробницу
Хвалу заслужила царица

По форме там всё необычно
Красиво и непривычно
Сооруженье оно
Из кирпича само

И белым мрамором сковано
Снаружи внутри облицовано
На солнце слепило сверкало
А в высоту достигало

Метров шестидесяти
Надо суметь возвести
Первый этаж парадный
Видом как куб громадный

Там урна с прахом стояла
Но это только начало
Есть и этаж второй
Он с колоннадой большой

Снаружи ей обведён
Великолепен был он
Своё имел предназначеье
Жертвы хранил подношенья

А третий этаж пирамида
Собою ступенчата с вида
Скульптурой венчалась она
Мавсол и его Жена

Квадригою там управляли
И словно в небо взлетали
Торжественно и красиво
Миру всему на диво

Гробницу ту как увидали
То к чудесам приписали
К отделке и украшению
Лучшие ведь без сомнения

Привлечены мастера
Это их мыслей игра
А кто мастерством знаменит?
Скопас и Бриаксид

Сам Леохар там творил
Македонскому что послужил
Скульптор придворный царя
И уж поверьте не зря

Платон Леохара ценил
Хвалебно о нём говорил
Чудо умельцы создали
Римляне затем имя дали

Гробнице той Мавзолей
Дожило до наших дней
Название и послужило
А чудо разрушено было

Две тысячи лет простояло
И никому не мешало
А вот крестоносная рать
Привыкла она разрушать

Руку свою приложила
Всё растащила разбила
Где ты Галикарнас
Нету града сейчас

И Мавзолея нет
Но он свой оставил след
Гробницы так называют
Куда вождей погребают

Да что там Галикарнас
Когда в Москве есть у нас.

Трофимов Владимир

*****

Царь Мавсол был строг и знатен…
Злобен… не лицеприятен…
Деспотичен и жесток… но богат…
И в некий срок,
Понимая, что не вечен…
Он решил увековечить
Прах… и выстроил гробницу
Для семьи… жены-царицы…
В центре стольного царь-града…
Для угоды… для отрады…
Услаждения себя…
Самого себя любя…
Не гробница, а дворец…
Светлый мраморный ларец…
Трёхэтажная махина…
Арки… статуи… лепнина…
И дворец назвали сей
В честь героя… Мавзолей…

А на крыше, словно птица
В запряжённой колеснице
Мчится царь через века,
Знать дорога далека…

И молва пошла по миру…
Фараоны и эмиры…
И цари и короли
Изумлялись,.. как могли…
Усыпальницы такие
Есть, конечно, и в России…
Мода далеко идёт…
Любит идолов народ…

Спасина Наталья

*****

В четвёртый век до нашей эры сложен мавзолей.
Когда была Мавсолу вера, что глава тех дней.
Был славен им Галикарнас — сегодняшний Бодрум.
Турецкий город, что до нас дошёл из прошлых дум.

Супругой отдан был приказ: создать им мавзолей,
Чтоб люди вспомнили не раз с тех пор до наших дней.
Чтоб тридцать шесть больших колонн держали его кров.
Чтоб был величественен он, парил меж облаков.

Чтоб всяк кариец мог сказать: «Всё для тебя, Мавсол!»
Чтоб в нём ты мог опочивать, коль в мир иной ушёл.
И место было там для той, что для тебя жила.
Да верною твоей женой в конце к тебе пришла.

Их усыпальница вошла в четырнадцатый век.
Раз память сильная была, таков был человек.
Тот мавзолей, он столь красив и ценен был века.
Землетрясением снесён — природная рука.

А кто-то вспомнит лишь квадриг: четвёрка лошадей,
Кто в усыпальнице лежат, тот в прошлом правил ей.
На сорок семь он метров ввысь взлетает мавзолей
Коль в жизни сами вознеслись — есть память прошлых дней.

Кустов Константин

*****

Тристана с Изольдой, Ромео с Джульеттой
Навек обессмертили сотни поэтов,
А эти герои остались в забвенье —
Найдите, певцы, и для них вдохновенье,
Ведь трепетной негою страстных оков
Спаяла два сердца благая любовь.

Их чувства на прочность судьба испытала
В дыхании мрамора, стонах металла,
В стенаниях струн музыкальных творений,
В супружеском хоре прекрасных мгновений…

Но жизнь — это слиток и счастья и зол:
Ушёл в мир иной от супруги Мавзол.

Не стану вдовы Артемисии слёзы
Равнять я с росою на листьях берёзы,
Не смею сказать, что от горя по мужу
Их, слёз этих, вылилась целая лужа.
Нелепицам здесь мы поставим предел,
А плач — всех скорбящих особый удел…

Скажу лишь: поэт и талантливый клирик,
Рыдая, взялись за святой панегирик.

Терзаема страшно мучительной болью,
Вдова не хотела расстаться с любовью:
Смочив хладный пепел в заморских духах,
Она с наслаждением выпила прах.

Но так одиноко светлейшей супруге:
Нет принца — наследника милому другу…
Единственной памятью стала гробница —
Роскошное детище верной царицы.
На славу трудились Пифей и Сатир* —
Здесь каждый любовь и величье сплотил.

Достойных нет в мире тому мавзолею
Ни в прелести мысли, ни в смелой идее,
Ни в щедрости денежных средств во главенстве,
И ни в оформлении, ни в совершенстве:
Искусные линии кровно роднят
Чету пирамид, божий храм, зиккурат*.

Украсился мрамором серый фундамент;
Пленил благородством изящный орнамент;
Взметнул пьедестал усыпальницу выше;
Держал сонм колонн ионических крышу;
По краю — скульптуры божественных львов —
Бессмертная слава седых мастеров.
А двадцать четыре прекрасных ступени
По кровле взбегали над царственным тленом.
Венчала же крышу — на мраморной кладке —
Четвёрка ретивых коней на площадке.
Навстречу столетьям, бессмертный посол,
Там мчал в колеснице супругу Мавсол.

Кольцова-Царёва Екатерина
_________________________________

* Пифей и Сатир — греческие архитекторы того времени.
* Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *