Строгановский дворец — стихи

Строгановский дворец - стихиСтрогановский дворец.
Воронихин — Растрелли…
Встречи пылких сердец
и поэзии смелость.
Здесь Державин читал
оды, а Крылов — басни,
и Левицкий писал,
и Бортнянский был часто.
Дружба с графом связала
музыкантов, поэтов.
Собирал минералы
он, картины, монеты.
Архитекторов много
проявили таланты,
и Земцов, и Колодин,
Воронихин — атланты
красоты и уюта,
стиля, линий гармоний.
И Дворец — это чудо
интеллектов симфоний!

Улекса фон Лу

*****

Род Строганова — древний род,
Корнями вглубь веков растёт.
Ещё при Дмитрии Донском
Жил новгородец Спиридон,
Растил в крестьянстве сыновей.
Разросся род от их ветвей.
Потомки возвели Усолье,
Открыли промыслы в поморье.
На солеварнях соль варили,
На том богатство и скопили.
Коммерцию вели умело,
Торговлей расширяли дело.
В Перми владенья получили,
Свои дружины снарядили.
Когда князь Тёмный попал в плен
И жизнь за грош пошла в обмен,
На помощь выкуп принесли
И князя пленного спасли.
В поход собрали Ермака.
Сибирь в те смутные века
Во власти крепко держал хан,
Обосновал татарский стан.
Велась с ним долгая борьба —
Междоусобная война,
Но под напором Ермака
Пустился хан Кучум в бега.
Стал русским Север вдоль и вширь,
Отвоевав себе Сибирь.
В роду купцы не мелочились,
Для государства не скупились.
В любом несчастье и напасти
Деньгами помогали власти.
За добрые дела смогли
Стать «именитыми людьми».
В знак уваженья и с отличьем
С тех пор именовались с «-вичем».
Петру Великому служили,
Баронский титул заслужили.
А позже, званье поменяв,
Пером подписывались: «Граф…».
Род Строганова — знатный род.
Известный, умный был народ.
Купцы, министры, дипломаты,
Промышленники, меценаты
Дела в историю вписали,
Монархии оплотом стали.

Вот мы Зелёный мост прошли,
К стенам с лепниной подошли.
Фасады буквой Г — углом,
Фронтоны с титульным гербом.
Построил Строганов Сергей*
Себе дворец, а нам — музей.
Добро пожаловать! Войдём,
Апартаменты обойдём.

Дворцовой жизнью шумно жил,
Балы, приёмы проводил,
Императрицу принимал
И восхищал Парадный зал.
Рядами окон освещался,
Двусветным 1 блеском озарялся.
Салатовый и алый цвет
Собрал в торжественный букет.

Связав лепнину в кружева,
Накинула ажур стена.
Заворожила взгляд с порога
Отделка пышного барокко.
Рука Растрелли возвела
Кариатиды,2 заплела
Замысловатые узоры,
Подвесила балконы — хоры.
Над головой плафон 2 — писанье,
Многофигурное сказанье.
Сюжет волшебными мазками
Творил Джузеппе Валериани.3

Зал угловой — столовый зал
Богатство, роскошь выражал.
Полуколонны умножает,
В стене зеркальной отражает.
Гирлянды в каждом уголке,
Розетками на потолке
Кессоны,4 вазы и цветы,
И роспись дивной красоты.

Впускает в окна солнца свет
Зал минералов — кабинет.
Лепные своды, барельефы,
Полуокружности, рельефы.
Воссоздаёт собою он
Великий римский Пантеон.
Построен храм не для богов,
А для науки и трудов.
Колонны парами стоят,
Пейзажи на шнурах висят.
Все экспонаты стерегут,
На полках камни берегут.
За позолотой и стеклом
Живут тома, и каждый том
Страницей жёлтою шуршит —
Век Просвещенья шелестит.

А в Арабесковой гостиной
Все стены в росписи старинной.
И кажется, что узкий зал
Сам Рафаэль здесь оформлял.
Перенеслись шедевры вдруг
Из Ватикана в Петербург.

Мы все гостиные пройдём,
В Дубовый кабинет зайдём.
Дворец любезно обещал
Нам рассказать про чудный зал.
…Когда-то он существовал.
Зал Воронихин 5 графу строил,
Граф в нём коллекцию устроил.
И день за днём, и год за годом,
Там под резным, пологим сводом,
Искусством радуя сердца,
Жила душа — душа Дворца.
Великих мастеров полотна
Висели на стене так плотно,
Что места им едва хватало,
И было галереи мало.
Холсты эпохи отражали,
Все стили, школы представляли,
Порой друг друга затмевая,
Воображенье поражая.
И каждый мог туда зайти,
Пусть даже с улицы прийти,
Всю галерею осмотреть,
Взор восхитить, душой прозреть.
Любил хозяин свой музей,
Обедал там, встречал гостей,
А иногда и ночевал,
Среди картин частенько спал.
Нам про картинный графский зал,
Который здесь существовал,
Дворец любезно рассказал.
…Он знал.

А мы последний зал пройдём,
Вниз по ступеням перейдём,
Вдоль Мойки вновь маршрут проложим,
Свою экскурсию продолжим.

Тишкина Оксана
____________________________

Примечания:

* Владельцы Строгановского дворца (Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46)
1742-1756 — барон С. Г. Строганов
1756-1811 — барон, затем граф А. С. Строганов
1811-1817 — граф П. А. Строганов
1817-1845 — графиня С. В. Строганова
1845-1872 — графиня Н. П. Строганова
1872-1882 — граф С. Г. Строганов
1882-1918 — граф С. А. Строганов
Главная коллекция живописи принадлежала графу Александру Сергеевичу Строганову. Она была приумножена графом С. Г. Строгановым оставившим собрание сасанидского («закамского») серебра. В XX веке во дворец попала живописная коллекция графа П. С. Строганова, а также предметы мебели из дома этого представителя рода.

1 Двусветный зал — зал с высотой стен в два этажа и двумя рядами окон. «Вторым светом» называют второй ярус окон.
2 Кариатиды — женские фигуры, статуи, поддерживающие карнизы зданий, балконов, архитектурных элементов, заменяющие собой колонну или пилястру.
Плафон (от франц. Plafond — потолок) — в широком смысле — любое (плоское, сводчатое, купольное) перекрытие помещения. Украшающие плафон произведения декоративной живописи также обозначаются термином «плафон».
3 Джузеппе Валериани (1708-1762) — итальянский живописец-декоратор, рисовальщик и архитектор. С 1742 г. — на русской службе. Выполнял панно и плафоны во дворцах Петербурга.
4 Кессон (от франц. Caisson — ящик) — квадратное или многоугольное углубление в потолочном своде. Чаще всего кессоны украшают лепниной или декоративной росписью.
5 Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Главное творение зодчего — собор Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге.
Традиционно автором большей части интерьеров считался А. Н. Воронихин, пока в конце 1980-х Н. В. Глинка не защитила диссертацию о творчестве Ф. И. Демерцова. В ней, а также в ряде сопутствующих статей и книге 2002 года было высказано предположение о том, что Ф. И. Демерцов был автором Картинного и Физического кабинета.
Фёдор Иванович Демерцов (1762, Гульнево — 1823, Петербург) — петербургский архитектор родом из крепостных крестьян, работавший на рубеже XVIII и XIX веков.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *