Ты, меня любивший фальшью — Марина Цветаева

Ты, меня любивший фальшью
Истины — и правдой лжи,
Ты, меня любивший — дальше
Некуда! — За рубежи!
Ты, меня любивший дольше
Времени. — Десницы взмах! —
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах.

Марина Ивановна Цветаева, 12 декабря 1923 года

Анализ стихотворения «Ты, меня любивший фальшью…» Марины Цветаевой

Осень 1923 г. приготовила для недавно воссоединившейся семьи Цветаевой новые испытания: поэтессу захватил мощный поток «любви-силы» к Константину Родзевичу. Положение стало невыносимым к началу зимы, и Цветаева, поставленная перед необходимостью тяжелого выбора, принимает решение остаться с семьей — навсегда. Автобиографическая канва художественного текста, датированного декабрем 1923 г., подразумевает, что к прототипам его адресата в равной степени можно отнести и Родзевича, и Эфрона.

Зачин произведения открывается обращением к лирическому «ты». Причастие прошедшего времени, трижды встречающееся в небольшом тексте, указывает на основную тему произведения — угасшую любовь героя. Для характеристики этого чувства поэтесса прибегает к двум оксюморонам. При помощи риторической фигуры автор не только сообщает о сложности взаимоотношений пары, но ставит под сомнение искренность переживаний адресата.

Следующие два двустишия сходны по содержанию и синтаксическому строению. В них включены пространственно-временные ориентиры, демонстрирующие мощь и масштаб земной страсти. Последняя заполняет собой все пространство, преодолевая «рубежи» границ, оказываясь выше привычных принципов хронологии. Картина торжества любовного переживания адресата завершается намеком на жест, сопровождающий клятвенный обряд, для описания которого выбран архаизм «десница».

Бурный поток эмоций неожиданно обрывается, уступая место нарочито спокойным, будничным интонациям финального двустишия. В нем меняется время лирического повествования: на читательский суд представлен итог взаимоотношений влюбленной пары, относящийся к настоящему. Трагическое осознание катастрофы, краха прежнего счастья, терзающее душу героини, облечено в лаконичную и простую форму авторского афоризма. Внезапным прозрением объясняется возникновение мотива неискренности, появившегося в первой части текста: восстанавливая в памяти минувшее, покинутая женщина начинает сомневаться в честности бывшего избранника.

Контрастам настроения соответствуют формальные особенности. В эпизоде, посвященном изображению былых страстей, применяются три переноса, когда синтаксические конструкции не совпадают с ритмикой текста. В концовке ритмический рисунок возвращается в рамки, привычные для восприятия стихотворного произведения.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *