Всё кругом — Зинаида Гиппиус

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Зинаида Николаевна Гиппиус, 1904 год

Анализ стихотворения «Все кругом» Зинаиды Гиппиус

Стихотворение «Все кругом» написано в 1904 году. В это период Гиппиус уже добилась литературной известности и была полноправной хозяйкой религиозно-философских салонов. Стихотворение является отражением взгляда автора на действительность и эстетской попыткой ее философского осмысления. Оно содержит плохо скрытые ноты самолюбования и является демонстрацией творческих возможностей поэтессы, и надо признать, что они неоспоримы.

Произведение, написанное словно на одном дыхании, является настоящим криком протеста и содержит следующие выразительные средства:

  • пространный ряд однородных членов предложения, порой затрудняющий восприятие, который является логическим продолжением названия;
  • лексические повторы — «Мы знаем, мы знаем» «…ложное, ложное», «…серое, в сером упорное» — завораживают читателя и создают необходимые интонационные акценты;
  • риторическое восклицание — «…ложное, ложное!» — оформляет то, что открыто лирическому герою — а это противоестественность происходящего;
  • риторический вопрос — «что радости в плаче?» — отражает тщету жалоб;
  • авторский неологизм — «сохлое», «непереносное», диковинные наречия «болотно» и «тинно»;
  • антонимы — «жизнь — смерть», «радость — плач»;
  • ряд оборотов имеет признаки силлепса — объединения неоднородных членов в общем смысловом и синтаксическом подчинении — «жестко-тупое», «мелко-нечестное»;
  • аллитерация — «болотно и тинно застойное», где носовой «н» создает впечатление, как от удушья, звонкие «р» и «ж» — «серое, в сером упорное», «ложное, ложное» — ощущение тревоги, а свистящий «с» — «скользкое, стыдное, низкое, тесное» — омерзения.

Обилие определений призвано точно отобразить жизнь, и отображение это нерадостно — очевидно, что автор делится с читателем сокровенным, наболевшим.

Стихотворение содержит всего три предложения и тематически и идейно делится на две неравных части. Первое предложение — очень распространенное — констатирует признаки действительности. Два последних являются своеобразным выводом из сказанного, контрастом к нему, и совершенно меняют его смысл.

На первый взгляд может показаться, что стихотворение является выражением претензии к жизни, плачем по несбывшемуся. Но это не так — стихотворение отражает силу личности лирического героя, умеющего ждать, но способного и на бунт. Уверенность в том, что все будет иначе, является отражением общественных настроений, чреватых революционной ситуацией.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *