Затворница — Яков Полонский

В одной знакомой улице —
Я помню старый дом,
С высокой, тёмной лестницей,
С завешенным окном.
Там огонёк, как звёздочка,
До полночи светил,
И ветер занавескою
Тихонько шевелил.
Никто не знал, какая там
Затворница жила,
Какая сила тайная
Меня туда влекла,
И что за чудо-девушка
В заветный час ночной
Меня встречала, бледная,
С распущенной косой.
Какие речи детские
Она твердила мне:
О жизни неизведанной,
О дальней стороне.
Как не по-детски пламенно,
Прильнув к устам моим,
Она дрожа шептала мне:
«Послушай, убежим!
Мы будем птицы вольные —
Забудем гордый свет…
Где нет людей прощающих,
Туда возврата нет…»
И тихо слёзы капали —
И поцелуй звучал —
И ветер занавескою
Тревожно колыхал.

Яков Петрович Полонский, 1846 год

Анализ стихотворения «Затворница» Якова Полонского

Стихотворение «Затворница» написано летом 1846 года в Тифлисе. Оно навеяно воспоминанием о былой любви и очевидно пронизано сладким чувством невосполнимой потери. Автор сожалеет о том, что не совершил безумного поступка, которого ожидала от него любимая.

Стихотворение наполняют следующие средства художественной выразительности:

    • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами — «огонек», «звездочка» — отсылают нас не столько к огоньку свечи, сколько к трогательному девичьему образу;
    • сравнения — «огонек, как звездочка», «чудо-девушка» — подчеркивают неординарность личности девушки, ее готовность принести в жертву собственное доброе имя (еще один символ — распущенная коса);
    • инверсия — «сила тайная», «час ночной», «речи детские», «о жизни неизведанной», «к устам моим», «птицы вольные», «людей прощающих», «занавескою колыхал»;
    • эпитеты — «заветный (тайный) час», «гордый свет» — подчеркивают, что влюбленные вынуждены скрывать свое чувство от людей, неспособных их понять и сопереживать;
    • риторическое восклицание — «…убежим!» — отражает накал чувств лирической героини, избравшую крайнюю меру для воссоединения с любимым;
    • олицетворения — «поцелуй звучал», «ветер колыхал» — очеловечивая явления и действия людей, автор точно, детально описывает обстоятельства встречи любящих;
    • симплока (повторение слова в смежных стихах или фразах) — «нет людей…, возврата нет…» — делает акцент на ключевом слове «нет» — оно звучит как диагноз: идеального мира, куда призывает девушка, нет, как и ответа от возлюбленного;
    • умолчание — «возврата нет…» — лирическая героиня понимает необратимость своих возможных действий, но любовь для нее на первом месте;
    • многосоюзие — «и капали, и звучал, и колыхал» — навевающий уныние повтор отражает безысходность ситуации: слезы оттого и капают, что любимый раздумывает;
    • синонимы — «шевелил», «колыхал».

Думается, выбор падежной формы «в улице» не случаен: автор хочет подчеркнуть, что таких домов, похожих один на другой, как зубы «в» ряду, и хранящих обывательские представления о жизни, очень много.

Автор намеренно подает образ старого дома как символа традиционности, всего устоявшегося, закрытого для перемен — окно занавешено, а лестница темна. Жилище выступает символической скорлупой, под которой скрыто настоящее сокровище — чудо-девушка — скрытная, но смелая, горячо любящая, чувствительная и полная идей. Ветер как воплощение свободной стихии противопоставлен статичности лирического героя. Он не производит никаких действий, являясь пассивным слушателем, созерцателем.

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *