Я памятник себе воздвиг нерукотворный — Александр Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный - Александр ПушкинЯ памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Александр Сергеевич Пушкин, 21 августа 1836 года

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Александра Пушкина

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» опубликовано уже после смерти поэта. Чтобы получить такую возможность, В. А. Жуковский был вынужден внести некоторые в него некоторые правки, смягчая, например, политически окрашенные строки о жестоком веке.

Хотя некоторые современники ставили А. С. Пушкину в упрек излишнее самомнение, но время убедительно показало, что стихотворение, как и многие произведения поэта, является пророческим. Пушкинские гуманистические идеи, красота и чистота языка обеспечили великому поэту вечную славу у тех, кто говорит на русском языке либо способен оценить его живую прелесть.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

    • лексику высокого стиля — «лира (струнный музыкальный инструмент как символ поэтического творчества и вдохновения)», «муза (богиня-покровительница искусства», «воздвиг», «восславил», «вознесся» — придающую произведению особую торжественность;
    • архаизмы — «приемли», «глава», «столп», «пиит (устаревшее название поэта)», «доколь» — усеченное «доколе» в значении «до тех пор», «пока»;
    • эпитеты — «народная тропа», «непокорная глава», «заветная (особо ценимая, оберегаемая) лира», «великая Русь», «гордый внук», «добрые чувства», «жестокий век», «божие веленье (отсылка к высокому, божественному предназначению поэта)», «подлунный (земной) мир», причем употребление старинного названия России — Русь — отсылка к древней истории нашего государства и искусства, а эпитет «непокорная» зримо создает образ памятника, превышающего по высоте реально существующий Александрийский столп;
    • обращение «о муза» — это фактически обращение поэта к себе и всем поэтам: автор призывает не бояться критики, не быть ангажированными властью, призывает к бескорыстию, призывает писать так, как велит сердце, работать, не покладая рук и не размениваться на бесплодные споры с людьми, не способными оценить масштаб поэтического творчества;
    • метафору — «друг степей»;
    • инверсию — » памятник себе», «вознесся … он», «назовет язык», «славен (известен) буду я», «по Руси великой» — гармоничную, но оправданную необходимостью рифмовки;
    • синекдохи — «вознесся главою (возвысился)», «пробуждал лирой (поэтическим творчеством)», «требуя венца (в контексте стихотворения — награды, славы)», «оспоривать (вступать в спор, пререкаться) глупца», «переживет прах (в значении смерть)», «всяк … язык назовет (то есть А. С. Пушкин провидел, что его стихи будут интересны людям всех национальностей)» — выделяя главную черту явления, удивительно метко его характеризуют;
    • ряды однородных членов предложения — «внук, финн, тунгус, калмык», «будь послушна, приемли (прими), не оспоривай» — позволяют всестороннее описать явления и события;
    • олицетворения — «душа переживет», «слух пройдет»;
    • антитезу — «век жестокий — милость призывал»;
    • антонимы — «хвала — клевета»;
    • аллегорию: оборот «народная тропа» подразумевает множество людей, проложивших путь к значимому для всех месту, некоей святыне, аллюзия на духовный путь.

Некоторые понятия требуют объяснения. Эпитет «нерукотворный» означает сотворенный не человеческими руками, а духовный, нематериальный. Оборот «душа в заветной лире (творчестве)» отражает тот факт, что стихи пишутся по велению души, а не холодного рассудка.

Оборот «милость к падшим (в контексте стихотворения слово означает «преследуемым, обездоленным») призывал» — означает, что поэт поднимал голос в защиту таких людей; «тленья (в контексте стихотворения — забвенья, духовной смерти) убежит (избежит)», «внук (потомок) славян» — обобщенное название всех славянских народов — русских, украинцев и белорусов.

Александрийский столп — это огромная гранитная колонна, стоящая на бывшей Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, которая была сооружена в память императора Александра I. Надо сказать, что поэт в 1934 году уехал из города специально, чтобы не присутствовать на торжествах по случаю ее «освящения».

Предлагаем подписаться на наш Telegram а также посетить наши самые интересный разделы Стихи, Стихи о любви, Прикольные картинки, Картинки со смыслом, Анекдоты, Стишки Пирожки.

И ещё немного о поэзии... Поэзия совершенно неотделима от психологии личности. Читая сегодня стихотворения прошлых лет, мы можем увидеть в них себя, понять заложенные в них переживания, потому что они важны и по сей день. Нередко поэзия помогает выразить невыразимое - те оттенки чувств, которые существуют внутри нас, и к которым мы не можем подобрать словесную форму. Кроме того стихи позволяют расширить словарный запас и развить речь, более точно и ярко выражать свои мысли. Поэзия развивает в нас чувство прекрасного, помогает увидеть красоту в нас и вокруг нас. Описанное выше в купе с образностью, краткостью и ассоциативностью стихотворной формы развивает нас как творческую, креативную личность, которая сама способна генерировать идеи и образы. Поэзия является великолепным помощником в воспитании и развитии ребенка. Знания, поданные в стихотворной форме (это может быть стих или песня), усваиваются быстрее и в большем объеме. Более того, стихи развивают фантазию и абстрактное мышление, и в целом делают жизнь детей эмоционально богаче и разнообразнее. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первых дней слышал стихи и песни, впитывал красоту и многогранность окружающего его мира. Нас окружает поэзия красоты, которую мы выражаем в красоте поэзии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *